Этот проект стал результатом долгого пути восстановления теплицы, построенной еще в 1988 году. В рамках программы «Зеленый Казахстан» тут решили восстановить тепличное производство, применив современные технологии. В 2022 году теплица была вновь открыта, а в 2024-ом оснащена автоматизированной системой для управления микроклиматом.
Сегодня теплица – это не просто объект для выращивания растений, она предоставляет уникальные возможности для образования и научно-исследовательской работы учащихся. Школьники активно участвуют в процессе, обучаясь сельскому хозяйству и научному подходу к условиям выращивания культур.
Под руководством педагогов и в рамках исследовательской работы учащиеся проводят эксперименты, изучают реакцию растений на изменения микроклимата.
Система комплекса «Умница» оснащена датчиками, которые фиксируют все ключевые параметры, необходимые для оптимального роста растений. Эти данные регистрируются и могут быть подвергнуты мониторингу через специальное программное обеспечение. Управление теплицей возможно через браузер на ПК или мобильном устройстве, благодаря подключению к Wi-Fi сети. Также предусмотрены функции SMS-оповещений, которые информируют о текущем состоянии микроклимата в реальном времени.
В теплице выращиваются разнообразные культуры, включая овощи (томаты, огурцы), пряные травы (укроп, петрушка, руккола), а также цветочно-декоративные растения и даже тропические цитрусовые -– лимоны и мандарины. Особая гордость школьников – растение, выращенное из семени авокадо. Важным аспектом работы является наблюдение за растениями и изучение их реакции на различные явления. Ребята с большим интересом наблюдают за такими явлениями, как гелиотропизм – поворот растений к свету, совместимость совместного роста растений, особенности произрастания суккулентов в условиях теплицы.
Кроме того, в теплице проводятся исследования по размножению растений. Научный отдел занимается черенкованием роз, туи и можжевельника. Это дает учащимся уникальную возможность изучать методы вегетативного размножения растений, таких как черенкование отводками и прививка.
Проект умной теплицы в образовательном процессе служит также важным примером бережного отношения к природе. Благодаря инновационным решениям в области автоматизации и управления, школьники получают ценные знания о сельском хозяйстве, экологии и современных подходах к ведению аграрных работ, что позволяет интегрировать научные дисциплины с практическим опытом работы в теплице. В будущем планируется продолжать исследовательскую работу, расширяя спектр выращиваемых культур и совершенствуя технологическую базу теплицы.
Преимущества проекта:
Автоматизация процессов: умные системы контролируют параметры (температура, влажность, освещенность), что облегчает уход за растениями и позволяет поддерживать оптимальные условия для их роста без постоянного вмешательства.
Образовательные возможности: ученики получают практический опыт работы с высокими технологиями, изучают автоматизацию, агрономию, биологию и экологию. Это способствует углублению знаний в STEM-дисциплинах (наука, технологии, инженерия, математика).
Экономия ресурсов: технологии позволяют эффективно управлять водоснабжением, освещением и отоплением, что снижает потребление энергии и воды, делая процесс выращивания растений более экологичным и устойчивым.
Интерактивность и вовлеченность: школьники могут взаимодействовать с системой через мобильные приложения или компьютеры, получая данные о состоянии теплицы в реальном времени, что повышает их интерес и вовлеченность в процесс.
Развитие устойчивых навыков: ученики получают важные практические навыки, такие как наблюдение за природными процессами, решение проблем и принятие решений на основе данных.
Гибкость и адаптация: умная теплица позволяет адаптировать условия для различных типов растений, что дает возможность экспериментировать с разнообразием культуры и изучать различные подходы к сельскому хозяйству.
Эти технологии делают процесс обучения более современным и увлекательным, а также помогают развивать экологическое сознание школьников.
Жаннат Халыкова,
директор КГУ ОШ №16