21.06.2023, 16:15
Просмотры: 14

В Казахстане начата глубокая трансформация системы защиты прав потребителей

Вчера в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК прошел брифинг на тему защиты прав потребителей. С докладом на брифинге выступил председатель Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК Аскар Тынысбеков, сообщает Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан.
837f17a20e022df813c5c3c7ccb6f5ca_1280x720

По словам Аскара Тынысбекова, количество обращений по нарушениям прав потребителей ежегодно увеличивается на 20%. В 2022 году Министерством рассмотрены более 30,2 тыс. обращений.

«Аналогичная ситуация наблюдается и по иным госорганам. За 2022 год поступило порядка 50 тысяч обращений. Антилидерами по удельному весу обращений являются: розничная торговля – 48%, бытовые услуги – 19%,  электронная торговля – 9%,  услуги ЖКХ – 5,6%», – сказал председатель Комитета.

Наибольший рост обращений, по словам Аскара Тынысбекова, произошел в сферах: общественного питания – на 188%, услуг транспорта – на 143%, медицинских услуг – на 113%, услуг связи – на 102%.

Определились и самые критичные сферы нарушений прав потребителей в регионах.

Председатель комитета сообщил, что  динамика обращений показывает не только рост нарушений прав потребителей, но и повышение потребительской культуры, реальную картину потребительского настроения, в том числе дает представление о подлинной ситуации заполнения рынка некачественными товарами и услугами. Стоит отметить мировую тенденцию: чем выше правовая культура, тем больше обращений потребителей.

Вместе с тем, Министерством начата трансформация системы защиты прав потребителей с задачей найти баланс между интересами граждан и бизнесом.

Предусмотрены следующие основные нововведения:

Первое. Введение института Омбудсмена по вопросам ЗПП. Основная задача – институциональное усиление общественной защиты прав потребителей.

Второе. Упрощение 4-х ступенчатого алгоритма рассмотрения жалоб потребителей до 2-ступенчатого, основная цель – снижение  бюрократических барьеров в сфере защиты прав в пользу потребителей.

Третье. Введение гражданско-правовой ответственности в виде штрафа по решению суда в пользу потребителя в целях мотивации субъектов предпринимательства на качественное  выполнение законных требований потребителя.

Четвертое. Распространение базовых принципов защиты прав потребителей на сферы коммунальных, транспортных, медицинских, туристских услуг, услуг связи и иных услуг. Задача – расширить сферу правоприменения в области защиты прав потребителей.

Пятое, восполнение законодательных пробелов в сегменте онлайн-торговли и в целом на рынке электронной коммерции.

«В результате принятия озвученных мер степень удовлетворенности граждан госрегулированием в сфере защиты прав потребителей ожидается к 2025 году на уровне до 80%», - резюмировал Аскар Тынысбеков.

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале