Заместитель Премьер-Министра – министр торговли и интеграции Серик Жумангарин доложил, что количество обращений о нарушениях прав потребителей в республике ежегодно растет. Так, только в 2022 году МТИ рассмотрено более 30,2 тыс. обращений. Аналогичная ситуация наблюдается и по другим госорганам.
В большинстве своем граждане не удовлетворены качеством медицинских услуг, услугами связи, городским общественным транспортом и услугами общественного питания. При этом по 44,8% поступивших обращений в прошлом году была оказана консультационно-правовая помощь, по 43,7% – приняты положительные решения. В целом потребителям возвращено 786 млн тенге.
Вместе с тем по поручению Главы государства подготовлены поправки в законодательство, направленные на повышение эффективности системы защиты прав потребителей. Так, предусматривается введение института Омбудсмена по вопросам ЗПП, упрощение процедуры рассмотрения жалоб потребителей (с 4-х до 2-х ступеней), распространение базовых принципов защиты прав потребителей на сферы коммунальных, транспортных, медицинских, туристских услуг, услуг связи и иных.
Кроме того, планируется внедрить гражданскую ответственность в виде штрафа по решению суда в пользу потребителя, что будет мотивировать субъекты предпринимательства добровольно удовлетворять его законные требования. Также будет проведена работа по восполнению законодательных пробелов в сегменте онлайн-торговли.
В целом в результате поправок уровень удовлетворенности граждан госрегулированием в сфере защиты прав потребителей к 2025 году должен достигнуть 80%.
С комментарием по предлагаемым поправкам также выступила председатель Национальной Лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская.
Премьер-Министр подчеркнул, что одними из основных поводов для обращения населения являются продажа некачественных товаров, отсутствие и корректность ценников на товарах, несвоевременный возврат денежных средств с интернет-магазинов.
«Потребители также жалуются на качество услуг в сферах здравоохранения, питания, жилищно-коммунального хозяйства, связи. Государственные органы не всегда своевременно рассматривают обращения. Зачастую сама причина проблемы не решается. В этой связи Межведомственному совету по защите прав потребителей надо активизировать свою работу», — сказал Алихан Смаилов.
Он добавил, что внесенные в 2020 году поправки в Закон «О защите прав потребителей» способствовали построению целостной системы с вовлечением неправительственных организаций и бизнеса. Вместе с тем для достижения более ощутимых результатов требуется дальнейшее совершенствование законодательной базы. Для этого и были разработаны новые поправки в действующие законы.
«Предлагается ввести институт Омбудсмена по защите прав потребителей. Он должен стать главным координатором по урегулированию всех возникающих проблем и жалоб. При этом нужно максимально упростить алгоритм рассмотрения жалоб потребителей. Здесь важно выстроить эффективную схему взаимодействия: потребитель – общественное объединение – государство», — подчеркнул Премьер-Министр.
После проведения процедуры голосования в поддержку предлагаемых законопроектов глава Правительства поручил обеспечить их внесение в Мажилис Парламента в установленные сроки.
Он также отметил необходимость провести работу по совершенствованию действующих национальных стандартов, улучшающих качество жизни населения.
«Нужно выработать дополнительные меры по стимулированию бизнеса в части улучшения качества предоставляемых услуг и товаров для потребителей», — заключил Алихан Смаилов.