Профессиональный стандарт разработан с целью установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, оценки уровня квалификации педагогов, проведения аттестации, формирования должностных инструкций, сертификации и подтверждения квалификации, подготовки кадров.
Стандарт определяет основы для образовательных программ подготовки, повышения квалификации педагога и возможности для непрерывного профессионального обучения, приоритеты в переподготовке специалистов из других сфер деятельности, способствует поддержке практики преподавания/воспитания и обучения педагога, профессиональной приверженности, общественного доверия и уважения, развивать лидерство педагога в преподавании/обучении и воспитании в профессиональном сообществе.
Стандарт:
- описывает содержание педагогической деятельности, требования к уровню его подготовки;
- является основой для разработки образовательных программ подготовки и повышения квалификации педагогов, переподготовки специалистов из других сфер деятельности;
- описывает компетенции профессионального восхождения от подготовки и вхождения в профессию до педагогического мастерства;
- формирует основание для соотнесения трудовой деятельности конкретного педагога и профессионально признанного эталона практики;
- предоставляет педагогу возможности для профессионального развития собственной карьеры;
- является средством дифференцированной оценки уровней квалификации, трудовых функций и степени профессионального развития педагога;
- предоставляет педагогу возможность развивать лидерские качества в преподавании, обучении и воспитании, активно реагируя на изменения и инновационные процессы;
- является навигатором профессионального развития педагогов.
Стандарт применяется при:
- обеспечении единого понимания профессиональных компетенций педагога и информирование заинтересованных сторон общества;
- определении целей и содержания программ профессионального обучения;
- описании профессиональных компетенций педагога в проектировании и осуществлении педагогической деятельности;
- развитии системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагога;
- установлении и оценке уровней квалификационных требований и трудовых функций педагога;
- управлении изменениями и адаптации содержания собственной педагогической деятельности.
Так, к компентенции педагога отнесены:
Профессиональные знания. Понимает педагогические подходы качественного обучения на основе знаний стратегических документов в области образования, культурных ценностей и теории обучения.
Практика преподавания/обучения и воспитания. Планирует образовательный процесс, организует безопасную, благоприятную среду для всех обучающихся/воспитанников и обеспечивает достижение целей обучения и воспитания.
Профессиональное развитие. Управляет собственным профессиональным ростом и развивает компетенции для эффективной педагогической деятельности.
При этом ранее утвержденный профессиональный стандарт "Педагог" утрачивает силу.
Документ размещен на сайте Открытые НПА для публичного обсуждения до 25 сентября.
Ранее мы рассказали, что в Казахстане будут мониторить итоги поступления в школы и колледжи.