В КазИИТУ провели круглый стол на тему «Большой террор. Трагедия Приуралья», посвященный 80-летию начала репрессий 1937-1938 г.г.
Инициаторами встречи стали Общественное объединение «Адилет», Общественное движение «За свободный доступ к архивам ВЧК, НКВД, КГБ» и Казахстанский Университет Инновационных и Телекоммуникационных Систем (г. Уральск).
Участниками встречи были ученые, историки, краеведы, исследователи, студенты, а также представители государственных учреждений и органов, которые по долгу своей службы и работы касаются этой проблемы.
Модератором встречи выступил руководитель общественного движения «За свободный доступ к архивам ВЧК, НКВД, КГБ» Никита Редько. В своем вступительном слове Н. Редько упомянул некоторые факты истории репрессий.
«30 июля 1937 года, руководителем НКВД Николаем Ежовым был подписан приказ «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов», положивший начало «Большому террору». Согласно приказу №00447, предполагалось арестовать 269 тыс. человек. Каждому региону выделялись «лимиты» на арест людей по «первой категории» (расстрел) и по «второй» (как правило, 10 лет заключения в лагерях). В итоге было репрессировано 767 тыс. человек, из них 387 тыс. были расстреляны и 380 тыс. осуждены.
В Западно-Казахстанской области по обеим категориям известно о 300 жертвах репрессий. Однако на сайте «Открытый список» опубликованы имена и фамилии 5173 человек проходящих по категории «ДКНБ РК по ЗКО». Следовательно, реальные масштабы репрессий в нашем крае остаются неизвестными», - сказал Н. Редько.
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Национальной Академии Наук РК, председатель правления Общественного объединения «Адилет» Хангелды Абжанов начал выступление с цитаты русского писателя, публициста Александра Солженицына, который в свое время писал, что Казахстан после репрессивных мер тоталитаризма стал КаЗЕКстаном.
В своем докладе профессор более подробно остановился на реабилитации репрессированных граждан. По его словам, условно реабилитация незаконно осужденных началась еще в 1953, сразу после кончины И.В. Сталина. Существуют 3 волны реабилитации: первая - бериевская волна, вторая - хрущенская и третья – горбачевская.
«В Казахстане третья волна началась в 1989 году, когда были реабилитированы А. Байтурсынов, М. Дулатов и другие известные деятели движения «Алаш». На сегодняшний день ученые-историки установили, что в Казахстане в 30-е годы были репрессированы около 130000 человек, из них 25000 были расстреляны. Была уничтожена вся казахская национальная элита, писатели, поэты, ученые, политические и государственные деятели», - сказал Х. Абжанов.
По мнению профессора, правовая база по вопросу о репрессированных гражданах заложена непоследовательно. Указ Президента 1993 года и закон о государственных секретах 1999 года практически противоречат друг другу. По указу реабилитации не подлежат лица, которые боролись против советской власти вооруженным путем. Х. Абжанов уверен, что народ был вынужден пойти на такие крайние меры. В другом законе о госсекретах говорится, о том, что доступ к документам по реабилитации должен быть открыт. Эти несоответствия мешают процессу реабилитации в полном объеме.
Историк и писатель Владимир Кутищев в докладе «Свобода совести по-советски» уделил внимание преследованиям в связи с вероисповеданием человека, репрессиям против духовенства.
Александр Рождествин, председатель правления Оренбургского областного Общественного просветительского правозащитного движения «Мемориал», поделился российским опытом в этом вопросе.
По его словам, в 1988 году в Оренбурге было обнародовано место захоронения жертв сталинских репрессий 30-х, 40-х и 50-х годов. Велась работа над составлением книги памяти. В 1997 году вышла первая книга жертв политических репрессий Оренбургской области, в которой было 6953 фамилии на то время уже реабилитированных. Всего в Оренбургской области было расстреляно 8414 человек.
Ученый-историк, алашовед, председатель общественного фонда «Қайраткер» имени Ж. Досмухамедова, кандидат исторических наук, профессор Западно-Казахстанского инновационно-техничкеского университета Даметкен Сулейменова подчеркнув значимость российского опыта, добавила: «На Бутовском полигоне НКВД в Подмосковье 27 сентября открылся Мемориал "Сад памяти" посвященный жертвам репрессий. Памятник сооружен вокруг расстрельного рва и представляет собой гранитные плиты, на которых высечены имена более 20 тыс. человек, расстрелянных в 1937-38 годах». Д. Сулейменова предложила последовать примеру коллег и возвести памятник жертвам репрессий в Уральске.
В ходе круглого стола ученые посетовали на запрет доступа к информации о людях подвергшихся репрессиям в архивах госорганов. По мнению специалистов, данные должны быть рассекречены в связи со сроком давности и требованием нынешнего времени.
По словам Х. Абжанова, президент в 2014 году заявил, что национальная идея Казахстана в 21 веке это "Мәңгілік Ел" - вечная страна. "Мәңгілік Ел" можно построить лишь на вечных ценностях. Именно такой ценностью является наша история, однако, на примере политических репрессий, она все еще не изучена и не освобождена от белых и черных пятен.
Данияр Бахишев
zhaikpress.kz