Следующее - это проблемы в семье, они могли быть и до пандемии, а во время пандемии все это могло ухудшиться.
Психологические причины: это депрессии, тревоги, зависимость, чаще стрессовые ситуации. Важно учитывать индивидуальные особенности: насколько ребенок нервозный или импульсивный, может он свои чувства сдерживать или нет.
В академической жизни причиной могут быть буллинг, экзамены, ссоры, особенно если дети долгое время были на дистанционном обучении, а сейчас перешли в офлайн.
Спусковым крючком может стать также потеря, причем это необязательно чья-то смерть, это может быть переезд любимого человека в другой город или еще что-то, приравненное к потере. Мы все время должны рассматривать человека в экосистеме, а не так, что от него все зависит. Например, экономическая экосистема влияет на родителей, которые влияют на ребенка, а уже ребенок начинает внутри себя копошиться, искать, в чем он там провинился. Ему кажется, что это все безвыходная ситуация, поэтому взрослым нужно быть бдительными по отношению к своим детям.
Суицид - это комплекс как поведенческих, так и личностных, внутренних вопросов.
Светлана Богатырева, психолог, специалист по подростковому суициду
- Суицид - это биопсихосоциальная проблема. Основное - это психологическое состояние. Если, например, ребенок в ресурсе, у него хорошее состояние, то он может справляться с разными трудностями.
Если же у ребенка состояние дисгармонии, накопленный стресс, нет поддержки и внутри нездоровая ситуация, то для него любой внешний вызов может быть решающей каплей.
Подростковый возраст очень сложный: это гормональные перестройки, быстрый рост, все меняется, им нужно приспособиться к своей меняющейся физиологии, и они уже понимают, что не дети, от них ждут и требуют больше, чем от маленьких. И на этом фоне важно, как у него внутри все там организовано. Все ли хорошо, ресурсно, есть ли поддержка? Это надо отслеживать в детях, не добивать их, а помогать.
Если понимаем, что им и так сложно, это значит, что мы должны снизить к ним требования и где-то идти с позиции помощи, снисхождения, нежели с жестких требований. Все это в совокупности будет влиять на его состояние.
Это как на весах. Справится-не справится в каждой конкретной ситуации. Какие-то факторы на одну чашу весов попадают, какие-то - на другую. Задача взрослых сделать так, чтобы больше было факторов в пользу жизни.
Гульжан Амангельдинова
- Сигналом может послужить эмоциональное состояние ребенка. К примеру, раньше он был активным, а тут внезапно становится пассивным или, наоборот, был спокойным, а проснулся с утра уже вспыльчивым, агрессивным. Все это говорит о том, что у ребенка эмоциональный стресс.
Есть подростки, которые стопроцентно осознают, к чему они идут. Это сложный печальный момент, потому что ребенок не с бухты-барахты готовится к смерти, он готовится основательно, дает как бы шанс родителям, как бы шанс себе, друзьям, чтобы за что-то зацепиться. Возможно, моментами он демонстративно что-то подсказывает.
Есть дети, которые ничего не демонстрируют, не разговаривают ни с кем, их конечная цель - совершить суицид, завершить, забыться, чтобы родителям было плохо, это бессознательно, как бы в качестве наказания.