В современном государстве эффективная служба – это прежде всего работа на благо общества. О том, как сегодня развивается система государственной службы в Западно-Казахстанской области, какие стоят задачи, а какие уже реализованы рассказывает руководитель регионального департамента Агентства по делам государственной службы Мурат Байсалов.

– Мурат Сейлбекович, как бы Вы охарактеризовали основные итоги работы департамента за текущий период 2025 года?
– Главное достижение – это системная, последовательная работа по развитию профессиональной и прозрачной госслужбы. За шесть месяцев текущего года в регионе проведено 500 конкурсов на замещение вакантных должностей. В них приняли участие 950 кандидатов, из которых 609 человек были приняты на государственную службу. Это говорит о стабильном интересе к профессии и растущем доверии к системе. Кроме того, наблюдается положительная динамика в качественном составе: 92% действующих госслужащих имеют высшее образование, средний стаж составляет 13 лет. Это свидетельство зрелости и устойчивости кадровой базы.
– Насколько стабильна кадровая ситуация и что делается для адаптации молодых специалистов?
– Общий показатель сменяемости кадров составил 18,6%, при этом чистая сменяемость – всего 2,8%, что свидетельствует о стабильности системы. Мы уделяем особое внимание адаптации молодых кадров: к каждому из 109 новых служащих прикреплен наставник. Это способствует более быстрому вхождению в работу, снижает стресс и формирует устойчивую мотивацию. Отдельно отмечу реализацию законодательных изменений, благодаря которым на низовые должности в сельских и районных органах приняты 59 выпускников вузов. Это важный шаг в укреплении кадрового потенциала на местах.
– Как ведется работа по обучению и повышению квалификации госслужащих?
– Повышение квалификации – это ключ к эффективной государственной службе. В 2025 году запланировано обучение 1 148 сотрудников. На сегодняшний день 584 служащих уже прошли курсы, еще около 90 человек – стажировки. Сегодня мы делаем акцент не только на знание законодательства, но и на развитие soft skills – коммуникативных и управленческих навыков.
– Как реализуется принцип меритократии на практике?
– Меритократия – основа кадровой политики. Это продвижение по службе на основе знаний, опыта и заслуг. В Послании Президента Касым-Жомарта Токаева подчеркнута важность именно такого подхода. По итогам первого полугодия 77,5% конкурсов прошли с соблюдением принципа меритократии. По результатам 66 конкурсов – 31 кандидат был назначен на вышестоящие должности получив объективные оценки. Это чуть выше показателя за аналогичный период 2024 года (77,1%).
– Какие меры принимаются в случаях нарушений трудовых прав и дисциплины?
– Контроль за соблюдением законодательства – наша постоянная задача. За первое полугодие проведено 76 контрольных мероприятий, выявлено свыше 3 тысяч нарушений, из которых более 2 тысяч устранены. Восстановлены трудовые права 237 госслужащих.
К примеру, после вмешательства департамента 147 сотрудникам предоставлен дополнительный отдых за переработки, 26 работников получили компенсации за несвоевременную выплату отпускных, 41 сотруднику возмещены командировочные расходы на сумму 9,6 млн тенге.
– Какая ведется работа по соблюдению этики и дисциплинарной ответственности?
– Мы не ограничиваемся наказаниями – наша задача в первую очередь профилактика. За полгода прошло 6 заседаний Совета по этике, где рассмотрено 33 вопроса. По итогам – 10 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Особое внимание мы уделяем обращениям граждан и публикациям в соцсетях. По результатам мониторинга Facebook и Instagram, три чиновника были привлечены к дисциплинарной ответственности. Мы также обязательно реагируем, если затрагивается вопрос качества госуслуг.
– А что делается для повышения качества государственных услуг?
– Это один из наших приоритетов. Продолжаем активную цифровизацию и автоматизацию процессов. Например, поступившие в департамент 12 жалоб рассмотрены, права заявителей восстановлены.
Удаленный мониторинг через систему «Е-лицензирование» позволяет заранее выявлять и устранять проблемы в сроках и качестве предоставляемых услуг. Только за первое полугодие зафиксировано около 7 тысяч нарушений, по ним приняты меры.
– Как бы Вы сформулировали главный принцип, которым руководствуется департамент в своей работе?
– Государственная служба – это, прежде всего, ответственность перед обществом. Наш главный принцип: «В первую очередь – люди». Повышение доверия граждан к государству возможно только через справедливость, открытость и качество. И наша задача – это доверие оправдать.
Жанна Балыкова,
zhaikpress.kz