Идея о создании Президентского молодежного кадрового резерва была одной из первых инициатив Главы государства Касым-Жомарта Токаева. Главная его задача – раскрыть потенциал нашей молодежи. Это своего рода социальный лифт для молодых амбициозных профессионалов, который дает им возможность реализоваться в жизни, занять руководящие должности в системе государственного управления, чтобы применить свои навыки на благо общества и страны. С 1 сентября по всей стране начался прием документов в Президентский молодежный кадровый резерв. О том, как будет формироваться отбор, есть ли изменения в этом году в правилах зачисления в кадровый резерв, рассказал руководитель департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Западно-Казахстанской области Мурат Байсалов.
– В этом году отбор кандидатов в Президентский молодежный кадровый резерв будет проводиться в третий раз. Какие изменения внесены в правила отбора?
– Для реализации этой инициативы отбор проводился в 2019, 2021 годах. С 1 сентября начался третий отбор, который продлится до 25 декабря текущего года. Особенностью этого отбора станет проведение целевого отбора с учетом потребности государственного аппарата в отраслевых кадрах по следующим направлениям: развитие инфраструктуры, промышленности, торговая политика, агропромышленный комплекс и охрана окружающей среды, внешняя политика и инвестиции, экономическая и финансовая политика, цифровизация, социальная политика и гражданское общество. В этом году будет внедрена практика собеседования претендентов с участием представителей отраслевых государственных органов.
– Расскажите об итогах прошлых отборов?
– По итогам предыдущих отборов в молодежный кадровый резерв в 2019 году зачислено 300 человек, в 2021 году – 50 человек. Из 350 человек, зачисленных в резерв, 264 человека, или 75% от общего числа резервистов, уже трудоустроены в госорганы и организации квазигоссектора. Среди них 128 человек работают в центральных государственных органах, 38 – в местных исполнительных органах, 57 – в национальных компаниях, 41 – в других организациях. Из их числа 31 резервист назначен на политические должности, 6 резервистов – на должности корпуса «А», один резервист избран депутатом Мажилиса Парламента и 2 резервиста – депутатами маслихатов.
На сегодня в Западно-Казахстанской области работают 3 резервиста: я – руководитель департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Западно-Казахстанской области Мурат Байсалов, заместитель генерального директора по экономике и финансам ТОО «Урал Ойл әнд Газ» Азамат Асанов, директор поликлиники №5 Тимур Ажгалиев. Кроме этого, резервист 2019 года отбора Сакен Нуртазаев (работавший руководителем управления информатизации, государственных услуг и архивов ЗКО) с кадрового резерва назначен на должность директора департамента цифрового развития регионов Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК. Резервист 2021 года отбора Ерлан Галиев (работавший директором департамента геологии и разработки ТОО «Урал Ойл энд Газ») назначен на должность заместителя председателя Комитета геологии Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, в настоящее время работает на должности Председателя правления АО «Национальная геологическая служба».
– Какие требования предъявляются к кандидатам для участия в отборе?
– Согласно требованиям, принять участие в отборе могут граждане Республики Казахстан не старше 35 лет, имеющие высшее образование, с общим стажем работы не менее 5 лет и владеющие государственным языком не ниже уровня B1. Для получения данного сертификата необходимо пройти тестирование в Национальном центре тестирования (система оценки уровня владения казахским языком – КАЗТЕСТ), либо на онлайн-сервисе тестирования казахского языка QAZAQ RESMI TEST (система тестирования официально-делового казахского языка) Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан.
– Какие этапы нужно пройти кандидатам для зачисления в резерв?
– В соответствии с правилами, утвержденными Указом Президента РК, отбор будет проходить в шесть этапов. Первый этап – прием документов – будет проводиться в режиме онлайн на специальном сайте – pkrezerv.gov.kz с 1 по 30 сентября текущего года. Кандидат допускается к отборочным этапам в случае соответствия предъявляемым требованиям. Для обеспечения объективности отбора данные кандидатов обезличиваются путем присвоения ему индивидуального номера, что позволит скрыть от оценщиков личность потенциального претендента.
Второй этап – оценка способности работать с текстовой и числовой информацией, состоит из двух отдельных блоков с продолжительностью каждого тестирования не более 25 минут. Результаты кандидатов будут доступны в их личном кабинете. Процесс тестирования проходит с аудио-видео фиксацией. Таким образом, контроль за соблюдением условий прохождения будет обеспечиваться системой прокторинга в режиме онлайн.
Третий этап – решение ситуационных задач, он направлен на оценку способности кандидатов решать конкретные ситуационные задачи в зависимости от выбранных ими отраслевых направлений. Проводится в онлайн-режиме в формате написания эссе, сопровождаемого аудио-видеозаписью. Решение выполненного задания оценивается одновременно тремя отраслевыми экспертами по соответствующим направлениям деятельности. В пул экспертов входят представители академической среды и бизнес-сообщества, государственные служащие.
Четвертый этап – оценка компетенций, состоит из ассессмент-центра и интервью по компетенциям. Ассессмент-центр состоится в офлайн-формате на базе Академии госуправления при Президенте. Он направлен на выявление и оценку компетенций кандидатов с помощью поведенческих индикаторов. Оценка кандидатов состоит из групповых и индивидуальных заданий. Для оценки компетенций будут задействованы не менее 15 сертифицированных оценщиков и 5 супервизоров. В свою очередь, интервью по компетенциям проводится в формате индивидуального глубокого интервью в онлайн-режиме с привлечением профессиональных HR-менеджеров, которые будут выявлять компетенции, определяющие внутреннюю мотивацию и ценностные ориентации кандидатов.
Пятый этап – собеседование с кандидатами в экспертной комиссии. В состав комиссии будут привлечены руководители государственных органов. По итогам заседания комиссии составляется список участников, рекомендуемых к рассмотрению на заседании Национальной комиссии.
На завершающем шестом этапе состоится заседание Национальной комиссии, по результатам которого в Президентский молодежный кадровый резерв будут зачислены 50 лучших кандидатов. Срок пребывания в резерве составляет 3 года.
– Что необходимо для участия в отборе и какие шаги нужно сделать? Подскажите алгоритм действий.
– Прием документов будет проходить в онлайн-режиме на специально разработанной цифровой платформе pkrezerv.gov.kz. Большинство этапов будут проходить в онлайн-режиме. Для участия необходимо наличие компьютера, скорость интернета не менее 5мб/сек функционирующей веб-камеры, наушников и микрофона. При первоначальной регистрации наличие ЭЦП обязательно, в последующем зарегистрированные кандидаты входят в личные кабинеты по логину и паролю. Участнику присваивается индивидуальный номер, который используется для обезличивания документов участника на этапах оценки. При регистрации участником вводятся достоверные персональные данные (ИИН, ФИО, дата рождения, место проживания, данные об образовании, опыте работы и др.), а также следует выбрать отраслевое направление.
Кроме этого, при регистрации кандидаты загружают копии документов, удостоверяющих личность, об образовании, подтверждающих трудовую деятельность, действительный официальный сертификат установленной формы о сдаче тестирования по государственному языку с результатом, соответствующим установленным требованиям среднего уровня. Буквально недавно в целях выявления и привлечения талантливой молодежи для молодых специалистов различных департаментов и ведомств была организована встреча с сотрудниками Агентства РК по делам государственной службы по ЗКО, которые провели широкую разъяснительную работу среди молодых людей.
Жанна Балыкова,
газета "Приуралье"