В Западно-Казахстанской области количество дорожно-транспортных происшествий за 9 месяцев текущего года выросло на 10%, а число пострадавших – на 15%. Несмотря на снижение смертности, ситуация на дорогах остается тревожной. На заседании Координационного совета областной прокуратуры провели анализ причин аварийности и предложили комплекс мер, способных изменить ситуацию – от модернизации инфраструктуры и ужесточения контроля за водителями до внедрения систем искусственного интеллекта.

О причинах роста ДТП
Первый заместитель прокурора области Даурен Умаргалиев сообщил, что в ДТП за девять месяцев погибло 54 человека – это меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года (76 человек), однако общее число происшествий и пострадавших выросло.
– За нарушение Правил дорожного движения к административной ответственности привлечено более 91 тысячи человек, которыми совершено более 198 тысяч правонарушений. На фоне роста числа нарушителей, количество ДТП увеличилось на 10%, а число пострадавших – на 15%, – сообщил Д. Умаргалиев.
Анализ показал, что причинами аварий являются недисциплинированность водителей и состояние дорожной инфраструктуры. В области 53% автодорог (из общей протяженности 4 834 км) находятся в неудовлетворительном состоянии, при этом ремонт охватывает лишь 7% (263 км) дорог. В докладе отмечено, что около 30% мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой по повышению безопасности дорожного движения» и «Комплексным планом по улучшению дорожной инфраструктуры вблизи учебных заведений» на 2023-2025 гг. не исполнены.
– Не установлены таймеры на 19 светофорах, не завершена установка освещения и ограждений на улицах с интенсивным движением. Возле 48 школ отсутствуют ограждения, у 12-ти школ – тротуары, а у 32 учреждений не установлены искусственные неровности, – перечислил первый заместитель прокурора, заметив, что подобные недоработки свидетельствуют о неполной готовности дорожной инфраструктуры к обеспечению безопасного пути школьников.
Прокуратура совместно с полицией определила наиболее аварийные участки в Уральске. Это перекрестки улиц им. Тюленина – Шолохова, Шолохова – Есенжанова, Толе би – Абулхаир хана, Абулхаир хана – Сырым Датова и Абулхаир хана – Громовой.
– На этих участках необходимы дополнительные средства контроля. Решением могут стать интеллектуальные перекрестки и внедрение искусственного интеллекта, – сказал спикер.
Он также сообщил, что компания «IT-групп» тестирует камеры видеонаблюдения Центра оперативного управления, новая система будет автоматически выявлять опасное вождение, нарушения ПДД и даже определять водителей, лишенных прав.
– После запуска программы планируется подключение к суперкомпьютеру для расширения функционала. Потребуется финансовая поддержка местных исполнительных органов», – добавил он.
Животные – причина аварий
За 9 месяцев текущего года в области зарегистрировано 13 ДТП с участием животных, в результате которых пострадали 23 человека (в 2024 году – три случая). В рамках профилактики акиматы создали 114 загонов, куда поместили 6 918 голов безнадзорного скота. Оштрафованы 3 179 владельцев животных, на сумму более 21 млн тенге.
– Но и эти меры не оказывают эффекта – все аварии произошли в ночное время или в сумерки. Необходимо обеспечить 100% оснащение крупного рогатого скота и лошадей светоотражающими элементами до весны следующего года. Нужно создать санитарные защитные зоны вдоль автодорог и установить изгороди на участках с интенсивным движением, – подчеркнул Умаргалиев.
33 ДТП с автобусами и новые технологии
Особое внимание уделили на Совете безопасности пассажирских перевозок. Ситуация удручающая – за 9 месяцев текущего года произошло 33 ДТП с участием общественного транспорта, пострадали 48 человек, один – погиб. За тот же период прошлого года зарегистрировано 11 ДТП, в которых пострадало 15 человек.
– Когда Глава государства требует обеспечить безопасность граждан, некоторые водители автобусов, наоборот, проявляют беспечность. Нужно заносить таких лиц в «черный список», – предложил зампрокурора.
Прокуратура также считает необходимым ужесточить контроль за выдачей водительских удостоверений – проверками выявлено 87 водителей с медицинскими противопоказаниями вождению, которые управляют автотранспортом. Но есть надежда, что ситуация изменится к лучшему. В этом году полиция приобрела системы «Экин-патруль» и «Икс-спотер» для скрытого патрулирования, а также начала использовать дроны. Эти технологии показали высокую эффективность, хотя не обошлось без ошибок.
– 683 административных протокола за превышение скорости были прекращены из-за неверной фиксации. Необходимо исправить ситуацию, чтобы избежать жалоб со стороны добросовестных водителей, – подчеркнул Умаргалиев.
В завершении первый заместитель прокурора области резюмировал – снизить аварийность поможет комплексный подход. Он должен включать устранение инфраструктурных недостатков, внедрение новых технических средств контроля, повышение дисциплины участников дорожного движения и внедрение искусственного интеллекта.
Обсуждение вновь высветило системные проблемы – износ дорог, недостатки освещения, отсутствие комплексного подхода к защите пешеходов и пассажиров. Планы по внедрению искусственного интеллекта и интеллектуальных перекрестков выглядят перспективно, однако успех будет зависеть от финансирования и обеспечения исполнения дорожных карт. И без устранения инфраструктурных недоработок технологические новшества не помогут снизить аварийность.
В итоге обсуждения, участники Совета вынесли решение – подключить системы ИИ к профилактике правонарушений на дорогах, разработать новую Дорожную карту по обеспечению безопасности дорожного движения, создать межведомственную рабочую группу для системного устранения выявленных проблем. А также обеспечить оснащение сельхозживотных светоотражающими элементами, установить дополнительные светофоры на дорогах, обеспечить освещение и интеллектуальных перекрестков и устройств тротуаров.
Евгения Максимова,
"Жайық Пресс"