На сегодняшний день потребность отрасли в инженерно-технических кадрах превысила отметку в 150 человек. В рамках профориентационной работы ведущие специалисты дорожно-строительной отрасли встретились со студентами высшего инженерно-технологического колледжа, рассказали о тонкостях и особенностях профессии, поделились личным опытом в этой сфере.

В целях решения проблемы дефицита кадров и привлечения молодых специалистов сотрудники Западно-Казахстанского областного филиала РГП «Национальный центр качества дорожных активов» совместно со специалистами ЗКФ АО «НК «КазАвтоЖол», ЗКФ ТОО «КАЖсервис» и управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ЗКО на постоянной основе проводят мероприятия по профессиональной ориентации для молодежи. В прошлом году специалисты посетили 50 школ, все колледжи и вузы области, в этом году – работа в самом разгаре.
– Как известно, Глава государства объявил этот год Годом рабочих профессий. В целях ознакомления учащихся школ, колледжей и вузов с профессиями в сфере дорожного строительства мы на регулярной основе проводим с ними разъяснительную работу. Рассказываем студентам, какие профессии востребованы в данной отрасли, про условия труда, указываем размер заработной платы на сегодняшний день. Наша главная задача – привлекать молодых специалистов, так как проблема дефицита квалифицированных кадров становится все актуальнее. Это отражается и на качестве строительства автомобильных дорог. У нас в области 6200 км дорог, из них, судя по статистическим данным 2024 года, лишь 56% – в удовлетворительном состоянии, 44% дорог весной и осенью непригодны для эксплуатации. Местные подрядные организации испытывают кадровый «голод», поэтому приходится привлекать специалистов дорожного строительства с других регионов. Отмечу, профессия дорожника – одна из самых востребованных в стране. Нам нужны лаборанты, мастера, инженеры, операторы автогрейдера, геодезисты, специалисты технадзора – ответственные, обладающие необходимыми знаниями специалисты. Что скрывать, иногда и имеющиеся специалисты не обладают достаточной квалификацией. Не секрет, что в последние годы качество дорог в регионе подверглось резкой критике среди населения. В том числе это связано с тем, что подрядчики не имели должного контроля со стороны технического надзора. Иногда они и вовсе отсутствуют на рабочем месте. К тому же из бюрократической волокиты работа начинается поздно, и подрядчики вынуждены работать в неблагоприятных погодных условиях, что также сказывается на качестве, – рассказал начальник отдела качества и государственного учета Западно-Казахстанского областного филиала РГП «НЦКДА» Даурен Амиров.
По словам спикеров, сейчас средний возраст сотрудников дорожной отрасли составляет 45-55 лет. Если в дорожную отрасль не будут привлечены новые кадры, регион через 15 лет рискует остаться без рабочих рук.
К слову, дорожники готовы обучать молодых специалистов, которые заинтересованы в развитии и профессиональном росте. Сотрудники проводят экскурсии для студентов и сопровождают начинающих специалистов во время процесса отбора проб и проверки материалов. Стоит отметить, ежегодно пять студентов проходят производственную практику и получают за это зарплату. Молодые специалисты на практике видят, как строится дорога, какие материалы используются, и как идет проверка качества дорог.
Автодорожная отрасль Казахстана уже долгое время сталкивается с острой нехваткой квалифицированных кадров. По республике на рынке труда ежегодно требуется около 1,5-2 тыс. специалистов, но профильные вузы выпускают всего 100-150 в год.
Арайлым Беккалиева,
zhaikpress.kz