Сотрудник «Охотзоопрома» осужден на 8 лет лишения свободы за незаконный отстрел краснокнижной сайги и продажу рогов животных. Члены организованной преступной группы, созданной им, получили сроки от 5 до 7 лет лишения свободы.
19 февраля 2018 года в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Западно-Казахстанской области был вынесен обвинительный приговор по ОПГ, промышлявшей охотой на сайгаков.
На скамью подсудимых сели пятеро жителей Казталовского района ЗКО, входяшие в состав ОПГ, – Нургазы Садыков, Махамбет Айшев, Алишер Жангабаев, Аслан Тайгаренов и Едил Кадыров. Изначально их было шесть человек. Но вина Нуржана Дисингалиева в участии ОПГ не была доказана, по ст.262 ч.2 УК РК (Создание организованной преступной группы и участие в ней) его признали невиновным. Ему был вынесен приговор по ст.339 УК РК (Незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения, а также запрещенными к пользованию видами растений или животных, их частями или дериватами) с ограничением свободы сроком на 2 года условно.
Преступников выслеживали несколько месяцев. Браконьеры были задержаны летом прошлого года в Казталовском районе. В ходе обысков домов задержанных полицейские изъяли 286 рогов сайги, мясо убитых животных, 5 джипов, 4 снегохода, несколько миллионов тенге, 5 охотничьих ружей, 134 единицы боеприпасов, обрезы, 18 сотовых телефонов, бинокли и прочие принадлежности, необходимые для охоты и отстрела животных, а также электронные весы, ножи и ножовки со следами крови и частицами рогов сайги. В ходе следствия выяснилось, что только за 2 месяца они застрелили 429 сайгаков. Судья Бахыт Ермаханов рассказал, что за один выезд браконьеры отстреливали от 15 до 100 сайгаков.
- У каждого в деле была своя роль. Например, водитель получал сначала 150 тысяч тенге за один выезд, затем 300 тысяч тенге. В одном из эпизодов сумма доходила до 1 миллиона тенге, - отметил судья, комментируя приговор.
В процессе расследования было доказано 11 эпизодов незаконной охоты на краснокнижную сайгу. Ущерб государству составил 745 миллионов тенге.
Судом было установлено, сотрудник РГКП «Охотзоопром» Нургазы Садыков, в марте 2016 года, пользуясь служебным положением, создал и возглавил организованную преступную группу, которая впоследствии, распределив роли между собой, неоднократно на протяжении двух лет выезжала на незаконную охоту на редких животных на территориях Казталовского, Жанибекского, Бокейординского районов Западно-Казахстанской области и в районе Курмангазы Атырауской области. Охотинспектор вместо охраны животных, популяция которых относится к вымирающим видам, их в Казахстане осталось всего лишь чуть более 100 тысяч особей, обеспечивал прикрытие браконьерам, координировал их работу, назначал время выхода на охоту с указанием маршрутов миграции сайгаков по степям. Браконьерами оказались сельские предприниматели, имеющие свои крестьянские хозяйства, магазины, кафе.
«Суд признал Садыкова Нургазы виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.262 ч.3 УК РК (Создание организованной преступной группы и участие в ней), ст. 337 ч.5 пп.1,2 УК РК (Незаконная охота в особо крупном размере), ст.339 УК РК (Незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения, а также запрещенными к пользованию видами растений и животных, их частями или дериватами), ст.287 ч.3, ст.28 ч.3 и ст.58 ч.3 УК РК и назначил наказание в виде 8 лет лишения свободы с конфискацией имущества, с лишением права заниматься охотничьей деятельностью на срок до 5 лет, с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы полной безопасности», - зачитал приговор судья Бахыт Ермаханов.
Остальные обвиняемые получили от 5 до 7 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
После оглашения приговора родственники осужденных пожаловались журналистам, что обвинение было построено лишь на показаниях одного свидетеля. Но в суде отметили, что сотрудниками правоохранительных органов были собраны неопровержимые доказательства причастности обвиняемых к незаконной охоте, а также к незаконному обращению запрещенных к пользованию видов животных и их дериватов. Кроме того, распечатка телефонных разговоров осужденных дает картину единой согласованной деятельности преступной группы, а улики, собранные в ходе 15 обысков, доказывают их вину.
По словам же адвокатов осужденных, обоснованным приговор считается тогда, когда есть достаточное количество доказательств вины обвиняемых. Сторона защиты намерена обжаловать приговор, так как, по их мнению, в ходе расследования дела было допущено нарушение нескольких статей уголовно-процессуального кодекса.
Жанна БАЛЫКОВА
Фото автора и
Нурлыбека Рахманова
zhaikpress.kz