23 февраля 1944 года стал роковым днем в жизни чеченского и ингушского народов, в этот день началась операция «Чечевица» по депортации, хотя в официальных документах того времени это понятие заменили спецпереселением, эвакуацией и в последующем ликвидацией Чечено-Ингушской АССР.
Отрадно, что 80-летие чечено-ингушской депортации отмечается в преддверии Дня благодарности. В большом зале Дома дружбы собрались ученые, члены этнокультурных объединений, совета матерей, совета аксакалов, представители государственных органов, СМИ, студенческая молодежь, чтобы почтить память жертв сталинской репрессии. В числе почетных гостей мероприятия были: заместитель акима области Бакытжан Нарымбетов, руководитель областного управления общественного развития Гульжанар Шукеева, вице-консул РФ в Уральске Хаджимурат Атмурзаев, заведующий кафедрой Ассамблеи народа Казахстана ЗКУ им. М. Утемисова Турар Шайхиев и другие. Бакытжан Нарымбетов выразил председателю чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах» Данильбеку Саратову благодарность от имени акима области Наримана Турегалиева за вклад в укрепление культурных ценностей, мира и согласия и плодотворную общественную деятельность.
– Казахстан стал общим домом для многих этносов, поэтому мы с гордостью говорим, что представители разных этносов – граждане независимой страны. За эти годы этнокультурное объединение «Вайнах» прошло свой путь развития вместе с независимым Казахстаном, будучи опорой государства в проведении государственной политики в сфере межэтнических отношений и укреплении диалога культур. Являясь частью многообразия культурного богатства нашей области, сегодня чечено-ингушское этнокультурное объединение «Вайнах» вносит огромный вклад в социально-экономическое и духовное развитие региона и в целом государства, оказывая поддержку социально-уязвимым слоям населения в проведении различных общественно-значимых мероприятий и воспитании молодежи в духе общеказахстанских ценностей. Как известно, в сфере укрепления единства народа и общенационального согласия в регионе действует областная Ассамблея народа Казахстана, в состав которой входят более 50 этнокультурных объединений. Надо отметить, что в этой работе занимает достойное место и заместитель председателя АНК по ЗКО, председатель чечено-ингушского объединения «Вайнах» Данильбек Саратов. Для политических вызовов и турбулентности международной обстановки Казахстан сохранил стабильность, мы понимаем, насколько важно, когда в нашей стране просто мирно и спокойно, когда каждый чувствует безопасность, когда мы вместе встречаемся на таких ярких и добрых праздниках, мероприятиях, сохраняя теплоту человеческих отношений и уважение. Мудрый казахский народ говорит: «Басымыздағы бақты бағалайық» и это означает, что надо ценить счастье, которое мы имеем сейчас. Действительно, мир и стабильность – это огромное счастье, за которым стоит каждодневный труд каждого, это усилие всех казахстанцев. Мы – один народ, одна страна, объединенная общей историей и общим будущим. Поэтому наш общий долг сохранять культурные ценности, беречь и укреплять единство народа и стабильность в стране. На последней 32-ой сессии Ассамблеи народа Казахстана Президент страны Касым-Жомарт Кемелевич Токаев подчеркнул важность сохранения единства и стабильности на основе казахстанской идентичности: «Только сплоченный народ ждет светлое будущее. Нам нужно неустанно трудиться во имя поддержания мира и стабильности в нашей стране». Наша страна стала уважаемым и сильным государством благодаря взаимопониманию казахстанской нации, сплотившейся в единое целое под голубым флагом Казахстана. Сохранить это единство – наша общая задача, задача перед будущим. Пусть пережитая нашим старшим поколением историческая трагедия не повторится. Пусть будет мир и взаимопонимание между народами. Желаю всем здоровья, мира, благополучия и стабильности! – сказал Б. Нарымбетов.
В свою очередь Данильбек Саратов поблагодарил Бакытжана Хаберовича за теплые слова, сказанные в адрес чеченского народа:
«80 лет в горах Кавказа стоят башни чеченцев и ингушей, осиротевшие в один день, 80 лет могилы предков взывают к памяти о них, 80 лет не сохнут слезы тех живых, кто пережил этот ад, 80 лет осыпаются жилища вайнахов, коварно изгнанных из них.
Может быть, советских кавказцев, утверждавших эту власть в гражданскую войну, защищавших страну в Великую Отечественную, эта власть и предала. Не просто человека или семью, а целые народы: карачаевцы, балкарцы, турки, курды, чеченцы, ингуши, одним лишь росчерком пера Иосифа Сталина были обречены стать изгоями в своей стране. Названию этому – геноцид и все это подтверждается документами. У геноцида есть авторы и герои, фамилии их известны, они не только из Москвы, они везде, где жили горцы, и куда их везли. Вина депортированных только лишь в том, что они – дети своего народа и этого достаточно, чтобы получить печать врага народа. Поражает изуверство и цинизм тех, кто творил этот произвол. Но были и «проблески гуманизма»: женщинам других национальностей разрешалось развестись с вайнахами, чтобы не ехать в ссылку. Но многие разделили судьбу своих семей. Только тот факт, что в 1944 году война покатилась на запад, что война стала Второй мировой развязала руки сталинской верхушке, чтобы осуществить свой дьявольский замысел и очистить Кавказ от чеченцев и ингушей, где бы они не находились. И их отправили в Казахстан и Киргизию. У каждого народа день депортации свой, у вайнахов 23 февраля, поэтому акцент на эту дату. 23 февраля 1944 года в народе назвали «судным днем». Небеса рухнули, земля разверзлась, время остановилось и вчерашние гости на рассвете стали солдатами регулярных войск и НКВД: 100 тысяч армейских солдат и 19 тысяч НКВД-шников, вселившиеся в дома вайнахов с осени 1943 года как бы на отдых перед наступлением, в один день, 23 февраля, стали врагами всех, от мала до глубокого старца. Никакой жалости, никакой пощады и только смерть в случае неповиновения или невозможности транспортировки. Именно так заживо сожгли селение Хайбах, в сараях и конюшнях, убивая тех, кто спасался бегством. В Хайбахе сгорели двое близнецов, родившихся в ту ночь. Было ли это исполнением приказа? За операцию «Чечевица» званий и наград давали больше, чем на войне с фашистами. Документы тех времен можно взять как основу для доказательства уголовных дел против человечества, за убийство и мародерство. Мы можем долго говорить о том, что это было давно, прошло 80 лет, людей тех нет, кто все это сделал. Нет в живых тех, кто совершил это преступление и почти нет тех, кто подвергся насилию, но есть память, застывшая в камнях надмогильных плит чеченцев и ингушей, найденных в фундаментах, бордюрах, мостовых. Отправив вайнахов в Казахстан и Киргизию на вечную ссылку без права возвращения на родину, по крупицам нажитое имущество раздали по соседям: осетинам, грузинам, дагестанцам и жителям Ставрополья. Ликвидировали Чечено-Ингушскую АССР, создали Грозненскую область. Новые хозяева так и думали, что это навсегда и потому на свой лад переименовывали все села и аулы. Очень часто говорят и пишут, что все случилось неожиданно. Но это для простых людей неожиданно, а вот вся система задолго до 23 февраля провела свою работу по подготовке и высылке. К концу 1943 года руководство Казахстана и Киргизии рапортовало лично Берии о готовности принять и разместить в областях Казахстана 400 тысяч, а в 4 областях Киргизии – 100 тысяч чеченцев и ингушей и они приняли этих обреченных на смерть людей после долгого, усыпанного трупами пути. Всем процессом руководили спецкомендатуры, созданные для реализации этого акта геноцида. В этом деле «опыт» у них был большой. Это и Карлаг, и Степлаг, и другие места ссылок, и сосланные ранее корейцы, немцы, поляки и другие. Судьба вайнахов была почти предрешена в суровых условиях ссылки: голод, холод, репрессии довели до того, что сейчас чеченцев-ингушей осталось только половина. При этом выжившие до сих пор благодарят Всевышнего за то, что он не лишил их духа, разума, а также благодарят тех, кто им помог в тяжких испытаниях, таких же терпящих бедствие казахов, русских, украинцев и многих других. Как вы помните, казахи в то время пережили все, и голодомор, и истребление, но, тем не менее, казахи находили кусочек хлеба, чтобы поделиться с нами, вайнахским народом. Благодаря казахскому народу мы выжили, беда объединила всех в единую нацию, нацию борцов за жизнь и правду, суть которой в том, что Великая степь вынесла все тяготы тоталитарной системы: голод, репрессии по целенаправленному уничтожению всех, кто мог адекватно оценить и ответить системе. Поэтому в нашей стране 31 мая – День памяти жертв политических репрессий и Президент страны Касым-Жомарт Кемелевич Токаев создал Государственную комиссию по полной реабилитации жертв политических репрессий. Нет сомнений, в Казахстане мы решим поставленную задачу, но для вайнахов вопрос о восстановлении справедливости остается открытым. Мало кто знает, что Ауховский район стал дагестанской территорией после депортации чеченцев. И даже сегодня, спустя 80 лет, люди не могут вселиться в свои дома, занятые переселенцами из гор Дагестана. Пригородный район, отданный осетинам в 1944 году, является прародиной ингушей. Мало того, что не вернули землю, но еще и изгнали всех ингушей из этого района, уничтожив множество женщин, детей и стариков. Весь советский период все горные районы Чечни и Ингушетии были закрыты для возвращения, именно поэтому и в Казахстане, и в Киргизии остались те, для кого была закрыта дорога в отчий край. А сегодня так сложилось, что в Казахстане живых свидетелей событий 80-летней давности почти нет. Но память стереть невозможно, ведь в Казахстане нет уголка, где не покоится чеченец или ингуш, могила – место сакральное и потому, независимо от того, где бы не жили вайнахи, они всегда говорят о своих родных, покоящихся в бескрайних степях Казахстана с обращением ко Всевышнему о милости и милосердии, о мире и спокойствии, о благополучии братского казахского народа и этой необъятной страны – Казахстан.
80 лет жизни вайнахов на казахской земле – это напряженный труд в поле и на предприятиях, это ученые, академики. Один их них – доктор геолого-минералогических наук, профессор Султан Мажитович Оздоев, народный артист Казахстана Султан Магомедович Байсултанов, писатель, журналист Зулпа Супьяновна Чумакова, доктор философских наук, профессор Андарбек Дудаевич Яндаров, заслуженный тренер РК, двукратный чемпион СССР среди молодежи, мастер спорта СССР Давид Кастоев, советский и казахстанский футбольный тренер, мастер спорта СССР Ваит Абдул-Хамидович Талгаев, призер чемпионатов СССР, победитель первенства Европы среди юниоров 1984 года, победитель Игр доброй воли 1986 года, тренер Казахстана по дзюдо Али Хамхоев и многие другие. Большую роль в укреплении духовности и межнационального согласия сыграл и Алсабеков Мухаммад-Хусейн хаджи Усманович, будучи имамом и заместителем Верховного муфтия Казахстана».
Об истории депортации своей семьи рассказал и член правления этнокультурного объединения «Вайнах» Иса Цацаев: «Казахская женщина грудью вскормила не только своего родного младенца, но и чеченского малыша. Так скрепился союз «молочных» братьев, живших по соседству, и они не переставали общаться, будучи взрослыми».
Гайса Капаков, большую часть своей жизни посвятивший областной Ассамблее народа Казахстана, рассказал о нерушимой дружбе, связывающей братские народы: «Несколько лет назад сообщениями о геноциде малочисленного народа рохинья пестрели все мировые новостные ленты, тогда многие откликнулись на эту беду, подключились благотворительные фонды из ряда стран. В лагерях беженцев строили дома, людей снабжали продуктами питания, одеждой, лекарствами. Большой проблемой было обеспечение питьевой водой беженцев из Бирмы в Бангладеш. Члены уральского благотворительного клуба «Патриот» решили собрать средства хотя бы на один колодец. И тогда откликнулись молодые люди из Чечни, они отправили деньги еще на 20 колодцев под голубым флагом Казахстана». Мероприятие продолжилось конференцией «Қасіретті жылдар – қасиетті жылдар...»
Светлана Садырова,
zhaikpress.kz