Экология – наука о взаимоотношениях между собой живых организмов и с окружающей средой. Экологическое воспитание – это воспитание любви к природе. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природе. Такое отношение строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к природе, знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды.
Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательное отношение к живому, эмоциональная отзывчивость, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ, желание и умение заботиться о живых существах, создавать условия, необходимые для жизни.
Это, действительно, важная составляющая часть процесса воспитания, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например: некоторые люди держат дома диких животных, которые должны жить на воле. Либо содержат домашних животных без должного ухода, позволяя им болеть или умереть на глазах у детей. Дети начинают думать, что это обычная ситуация, привыкают не замечать мучений животных. Очень часто летом, во время прогулок взрослые предлагают собирать цветы, ловить бабочек, божьих коровок или других насекомых. И потом это становится постоянной забавой детей летом. Они могут оторвать насекомому крылья, лапки или же вовсе растоптать ногой. Такие «воспитательные мероприятия» учат детей не любить, а жестоко уничтожать живое. Поэтому необходимо учить экологически правильному поведению. Одна из задач экологического воспитания – это формирование у детей представления о человеке не как о хозяине, властелине природы, а как о части природы зависящей от нее. Надо поставить себе цель – искоренять в детях потребительское отношение к природе. В наше время у большинства детей дошкольного возраста сформировано четкое деление животных на «плохих» и «хороших», полезных. Необходимо учить детей тому, что находясь в природе, нельзя срывать растения для букета. Собирать лекарственные растения только в тех местах, где их много. Находясь в лесу, надо ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания. Охранять надо не только редкие, но и другие растения. Правильному экологическому воспитанию могут поспособствовать художественные произведения, сказки. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей (это произведения Ф. Тютчева, А. Пушкина, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого). В сказках и некоторых мультфильмах хищные звери изображаются «злыми», плохими. Они хотят обидеть или съесть маленьких беззащитных зайчат и поросят. В основном, «слабые» побеждают злых хищников. Многие дети понимают это так, что хищный зверь злой и плохой, он не нужен природе и не должен жить в лесу. Лес прекрасен и без таких зверей (без хищников). Но экология говорит нам – в природе нет «хороших» или «плохих», «полезных» или «вредных» живых организмов. Каждое живое, будь то растение или животное, насекомое имеет свою роль в природе. А ведь как стала бедна наша природа: стали редкими некоторые виды растений и животных. Очень богаты были леса грибами и ягодами, сейчас этого уже нет. Уничтожаются плодородные частицы земли, загрязняется атмосфера выхлопными газами, вода выбросами с заводов и сливом канализаций. «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин. Экологическое воспитание детей – это, в первую очередь, прививание человечности, доброты, бережного отношения к природе и всему живому. Надо на собственном примере показывать детям, как относиться к природе: не оставлять мусор в местах отдыха, не обижать бездомных животных, не рубить деревья, подкармливать зимой птиц.
В дошкольных учреждениях необходимо проводить родительские собрания на тему «Задачи экологического воспитания», проводить беседы с детьми по охране окружающей среды. Размещать информационные бюллетени на тему «Бережное отношение к природе». Рассказывать на занятиях о Красной книге, почему исчезают те или иные виды растений и животных. Проводить дидактические игры с детьми по ознакомлению с деревьями и кустарниками, овощами и фруктами, с животными и их детенышами. Организовывать дежурства в уголке природы и труд на участках. Бывать на экскурсиях, раскрывать перед детьми многообразие и красоту окружающего мира. Организовывать огород и цветник на участке: сеять семена, рыхлить землю, поливать. В детских садах необходимо проводить конкурсы детских рисунков «Времена года», «Листопад», «Зимушка-зима», конкурсы поделок. Дети старались бы дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер к изготовлению поделок. В дошкольных учреждениях использовать простые прогулки для экологических занятий, что, заодно, помогает оздоровить детей на свежем воздухе. Много современных детей редко общаются с природой, а ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами вокруг них, с которыми дошкольники сталкиваются каждый день. Раскрыть перед детьми всю красоту природы, научить увидеть ее и уметь жить в гармонии с природой!
Человек живет в определенной окружающей среде.
Загрязнение делает его больным, угрожает жизни, грозит гибелью человечеству.
Д. С. Лихачев
С. Н. ШИНГАЛИЕВА,
воспитатель ясли-сада №18 «Балдырған»