Как известно, ЗКО находится на последнем месте в казахстанском рейтинге качества автодорог, на развитие которых в этом году была выделена рекордная сумма – свыше 50 млрд тенге. Но судя по тому, как продвигается строительно-ремонтный процесс, в этом деле радоваться пока нечему. Дают о себе знать дефицит битума, солярки, железнодорожных вагонов для доставки стройматериалов, нехватка квалифицированных кадров и переоценка своих возможностей местными дорожными компаниями, которые сейчас работают практически себе в убыток.
Айдар Менеев – руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ЗКО рассказал о череде сплошных неудач и их причинах в дорожной отрасли.
Какое-то «битумное» невезение
– В текущем году более 26 млрд тенге было выделено на ремонт местных дорог –областного и районного значения, включая подъездные дороги к сельским населенным пунктам, которые соединяют райцентры с Уральском, – сообщил спикер. – И это рекордная сумма для нас – в прошлом году, к примеру, было всего 11 млрд. В этом году мы столкнулись с очень большой проблемой – неготовностью нашей инфраструктуры.
По словам руководителя управления ПТ и АД, с конца июля в области возник дефицит битума, который производит Актауский завод. На «CASPIBITUM» его закупает не только наша область, но и Актюбинская, Атырауская, Мангистауская, Костанайская, где тоже идет строительный дорожный бум. Дело в том, что этот завод с учетом логистики – самый ближний, и битум с доставкой до Уральска выходит по цене дешевле – 165-170 тыс. тенге за тонну. Правда, некоторые подрядчики закупают его из Актюбинской области и даже из Беларуси, но тогда битум обходится в 2-2,5 раза дороже. Как результат такого положения дел, и возник дефицит в этом материале. Заводская мощность просто не смогла закрыть эти объемы единовременно.
– При потребности на октябрь в 13 тыс. тонн битума для нашей области нам смогли подтвердить всего тысячу, – подчеркнул Айдар Менеев. – В сентябре из порядка запрашиваемых 12 тыс. тонн – всего 1300. В итоге за два месяца мы не добрали 24 тыс. тонн этого материала. А строить без битума, доля которого в асфальтобетоне обычно превышает 70%, мы не можем. И это большая проблема, которая коснулась не только дорог районного и областного значения – есть еще и республиканские трассы, городские автодороги, у которых также имеется своя потребность в битуме.
Одна проблема решается, другая вырисовывается
Общественники считают, что местные подрядные организации набрали тендеров, а теперь не справляются с объемами работ, не успевают осваивать средства, а сельчане, наблюдая плачевную картину, возмущаются бездорожьем в распутицу. Как сообщил А. Менеев, сейчас в ЗКО работает 11 дорожных компаний, которые реализуют порядка 80 проектов по ремонту дорог. На каждую организацию выходит минимум по восемь объектов, что, конечно же, немало.
– Иногородних подрядных организаций в ЗКО практически нет, только в Жанибекском районе работает одна, – сказал спикер. – Остальные местные компании задействованы на ремонте городских, районных и республиканских автодорог. Безусловно, наши подрядные организации не были готовы к такому. К примеру, ТОО «Ануш-Кұрылыс», у них очень много объектов в таких районах, как Теректинский, Чингирлауский, Жангалинский и Бәйтерек. Идет отставание от графика. Когда они подавали заявку на участие в тендерах, ничего не предвещало, что возникнет такой дефицит битума.
Кроме того, в начале года, как рассказал спикер, возникла и проблема с поставкой щебня, который в ЗКО завозят из Актюбинской области. Дело в том, что щебень-то есть, но доставить его вовремя не смогли из-за дефицита железнодорожных вагонов, которые летом обычно задействованы в поставках зерна, а сейчас – на перевозке угля, так как приближается отопительный сезон.
– В Жанибекский и Бокейординский районы мы, к примеру, доставляем щебень железнодорожным транспортом из Актобе по территории границы с РФ, – пояснил А. Менеев. – Однако там предъявляются определенные требования к вагонам, так что не все подходят под них, а только малое их количество. В итоге доставка в ЗКО затрудняется.
И без того нерадужная ситуация усугубилась в конце лета также в связи с введением дифференцированных цен на дизтопливо. При суточном лимите в 300 тонн для грузовых машин дизтопливо отпускалось по цене 230-260 тенге за литр, а свыше – по 450. Многие дорожные предприятия тогда даже приостановили работы, ведь им требовались большие объемы, а купить топливо наливом по высокой цене стало непосильным.
– С августа образовался дефицит ГСМ, включая солярку, – отметил Айдар Менеев. – Были проблемы из-за недопонимания нового постановления. Заправщики требовали, чтобы вся техника стекалась к ним, а дорожные компании, конечно, не могли пригнать на АЗС свои асфальтоукладчики, бульдозеры и катки, работающие на дизтопливе. Сделать это было просто нереально, особенно в районах. Поэтому, к примеру, в Жанибекском районе по этой причине техника простаивала. После вмешательства в ситуацию акимата области, когда прошли совещания и проверки нефтебаз, все более или менее устаканилось. Дизтопливо дорожникам стали отпускать наливом. Более того, сейчас приближаются холода, и в продаже появляется уже зимняя солярка по цене 450 тенге за литр, а ведь в сметах дорожных компаний заложена ее стоимость в 180-200 тенге…Хотя, конечно, зимой организации в основном занимаются заготовкой материала. Завозят щебень, благо, в это время нет спроса на железнодорожные вагоны, и этот пробел можно будет восполнить.
Нет рабочих рук
Как рассказал руководитель управления, плюс ко всему в дорожной отрасли ощущается еще и постоянная нехватка квалифицированных кадров. Нет желающих работать на тракторах, бульдозерах и катках при том, что дорожные компании готовы хорошо поощрять труд рабочих.
– Организации не могут найти водителей с зарплатой в 300 тыс. тенге в месяц, – заметил Айдар Менеев. – Техника простаивает, никто не хочет работать! И кадровый дефицит очень большой. Почти в каждой организации на воротах висит объявление: «Требуются машинисты, камазисты, трактористы…»
В итоге такое положение дел привело к тому, что из запланированных в начале года 62 двухгодичных проектов (17 переходящие с прошлого года) по ремонту и строительству дорог, отставания по графику сейчас наметились практически в 90%. В отношении некоторых подрядных организаций за невыполнение поставленных задач предъявляются судебные иски.
– По двум объектам ТОО «Ануш-Кұрылыс» Теректинский акимат обратился в суд, чтобы признать его недобросовестным подрядчиком ввиду отставания от графика, – отметил Айдар Менеев. – В Чингирлауском районе готовят иск в отношении этого же подрядчика, где есть отставания по четырем проектам, что говорит о неосвоении выделенных денежных сумм. Другими районными отделами ЖКХ также поданы иски в отношении ТОО «Бекет Сат Жол» и «Атырау жолдыры». Если эти подрядчики будут признаны недобросовестными поставщиками услуг, доделывать намеченную работу им все равно придется, но в течение трех лет они уже не смогут претендовать на госзаказ.
С такой развилкой далеко не уедешь
Спикер отметил, что общественники в ЗКО говорят и об отсутствии какого-либо контроля за ходом дорожных работ, что тоже не является правдоподобным. По его словам, со стороны технадзора он ведется, если, конечно, есть что контролировать, а не при отсутствии продвижения ремонтных работ. Подрядчики почти стопроцентно – местные, а вот технадзор осуществляют иногородние компании из Астаны, Алматы и Кызылорды. Но все они имеют свои филиалы в Уральске, где работают местные специалисты, которые добросовестно исполняют договорные обязательства, выезжая с проверками на объекты строительства.
– Существует три вида контроля: когда подрядчик контролирует ход работ, со стороны авторского надзора и технадзора и заказчика, – пояснил А. Менеев. – В районных отделах ЖКХ работают всего по два специалиста, ежедневно они просто физически не успевают все охватить, чтобы постоянно находиться на объектах. Поэтому мы нанимаем технадзор и платим им деньги. Однако, если дорожные работы не ведутся, что там будет делать технадзор?
Айдар Менеев возмутился и бытующими высказываниями насчет откатов, которые якобы в 30% размере получают от дорожных компаний руководители отделов ЖКХ. По его словам, это безосновательно при том, что подрядчики работают сейчас почти в минус.
– Никто не отрицает, что в ЗКО плохие дороги – резюмировал руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог. – Статистика показывает, что наша область находится на последнем месте по качеству автодорог местной сети. Но при этом есть немало факторов, включая и наличие множества населенных пунктов. Их в ЗКО всего 416. А нас почему-то все сравнивают с Атырауской, Мангистауской областями, мол, там дороги хорошие. Но при этом никто не учитывает, что в сравнении с ними в нашей области почти в
4-8 раз больше и дорожная протяженность, где необходимо положить асфальт. А ведь практически все, кроме песчано-гравийной смеси, которую мы берем из Урала, приходится завозить из других регионов железнодорожным транспортом, включая щебень, битум, железобетонные конструкции и прочее…
Галина Каренских,
zhaikpress.kz