Встреча главы региона с бизнес-сообществом 
27 января 2023

Встреча главы региона с бизнес-сообществом 

Носите маски и не гриппуйте!
26 января 2023

Носите маски и не гриппуйте!

Лучшие в дебатах
26 января 2023

Лучшие в дебатах

Стихийные свалки наступают
26 января 2023

Стихийные свалки наступают

Ориентация на профессию
25 января 2023

Ориентация на профессию

Изменился график работы СпецЦОНа
24 января 2023

Изменился график работы СпецЦОНа

10.10.2022, 10:16
Просмотры: 142
Вместо дороги сплошные тревоги

Как известно, ЗКО находится на последнем месте в казахстанском рейтинге качества автодорог, на развитие которых в этом году была выделена рекордная сумма – свыше 50 млрд тенге. Но судя по тому, как продвигается строительно-ремонтный процесс, в этом деле радоваться пока нечему. Дают о себе знать дефицит битума, солярки, железнодорожных вагонов для доставки стройматериалов, нехватка квалифицированных кадров и переоценка своих возможностей местными дорожными компаниями, которые сейчас работают практически себе в убыток.

doroga

Айдар Менеев – руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ЗКО рассказал о череде сплошных неудач и их причинах в дорожной отрасли.

Какое-то «битумное» невезение

– В текущем году более 26 млрд тенге было выделено на ремонт местных дорог –областного и районного значения, включая подъездные дороги к сельским населенным пунктам, которые соединяют райцентры с Уральском, – сообщил спикер. – И это рекордная сумма для нас – в прошлом году, к примеру, было всего 11 млрд. В этом году мы столкнулись с очень большой проблемой – неготовностью нашей инфраструктуры.

Айдар Менеев

По словам руководителя управления ПТ и АД, с конца июля в области возник дефицит битума, который производит Актауский завод.  На «CASPIBITUM» его закупает не только наша область, но и Актюбинская, Атырауская, Мангистауская, Костанайская, где тоже идет строительный дорожный бум. Дело в том, что этот завод с учетом логистики – самый ближний, и битум с доставкой до Уральска выходит по цене дешевле – 165-170 тыс. тенге за тонну. Правда, некоторые подрядчики закупают его из Актюбинской области и даже из Беларуси, но тогда битум обходится в 2-2,5 раза дороже. Как результат такого положения дел, и возник дефицит в этом материале. Заводская мощность просто не смогла закрыть эти объемы единовременно.

– При потребности на октябрь в 13 тыс. тонн битума для нашей области нам смогли подтвердить всего тысячу, – подчеркнул Айдар Менеев. – В сентябре  из порядка запрашиваемых 12 тыс. тонн – всего 1300. В итоге за два месяца мы не добрали 24 тыс. тонн этого материала. А строить без битума, доля которого в асфальтобетоне обычно превышает 70%, мы не можем. И это большая проблема, которая коснулась не только дорог районного и областного значения – есть еще и республиканские трассы, городские автодороги, у которых также имеется своя потребность в битуме.

Одна проблема решается, другая вырисовывается

Общественники считают, что местные подрядные организации набрали тендеров, а теперь не справляются с объемами работ, не успевают осваивать средства, а сельчане, наблюдая плачевную картину, возмущаются бездорожьем в распутицу. Как сообщил А. Менеев, сейчас в ЗКО работает 11 дорожных компаний, которые реализуют порядка 80 проектов по ремонту дорог. На каждую организацию выходит минимум по восемь объектов, что, конечно же, немало.

– Иногородних подрядных организаций в ЗКО практически нет, только в Жанибекском районе работает одна, – сказал спикер. –  Остальные местные компании задействованы на ремонте городских, районных и республиканских автодорог. Безусловно, наши подрядные организации не были готовы к такому. К примеру, ТОО «Ануш-Кұрылыс», у них очень много объектов в таких районах, как Теректинский, Чингирлауский, Жангалинский и Бәйтерек. Идет отставание от графика. Когда они подавали заявку на участие в тендерах, ничего не предвещало, что возникнет такой дефицит битума.

Кроме того, в начале года, как рассказал спикер, возникла и проблема с поставкой щебня, который в ЗКО завозят из Актюбинской области. Дело в том, что щебень-то есть, но доставить его вовремя не смогли из-за дефицита железнодорожных вагонов, которые летом обычно задействованы в поставках зерна, а сейчас – на перевозке угля, так как приближается отопительный сезон.

– В Жанибекский и Бокейординский районы мы, к примеру, доставляем щебень железнодорожным транспортом из Актобе по территории границы с РФ, – пояснил А. Менеев. – Однако там предъявляются определенные требования к вагонам, так что не все подходят под них, а только малое их количество. В итоге доставка в ЗКО затрудняется.

И без того нерадужная ситуация усугубилась в конце лета также в связи с введением дифференцированных цен на дизтопливо. При суточном лимите в 300 тонн для грузовых машин дизтопливо отпускалось по цене 230-260 тенге за литр, а свыше – по 450. Многие дорожные предприятия тогда даже приостановили работы, ведь им требовались большие объемы, а купить топливо наливом по высокой цене стало непосильным.

– С августа образовался дефицит ГСМ, включая солярку, – отметил Айдар Менеев. – Были проблемы из-за недопонимания нового постановления. Заправщики требовали, чтобы вся техника стекалась к ним, а дорожные компании, конечно, не могли пригнать на АЗС свои асфальтоукладчики, бульдозеры и катки, работающие на дизтопливе. Сделать это было просто нереально, особенно в районах. Поэтому, к примеру, в Жанибекском районе по этой причине техника простаивала. После вмешательства в ситуацию акимата области, когда прошли совещания и проверки нефтебаз, все более или менее устаканилось. Дизтопливо дорожникам стали отпускать наливом. Более того, сейчас приближаются холода, и в продаже появляется уже зимняя солярка по цене 450 тенге за литр, а ведь в сметах дорожных компаний заложена ее стоимость в 180-200 тенге…Хотя, конечно, зимой организации в основном занимаются заготовкой материала. Завозят щебень, благо, в это время нет спроса на железнодорожные вагоны, и этот пробел можно будет восполнить.

Нет рабочих рук

Как рассказал руководитель управления, плюс ко всему в дорожной отрасли ощущается еще и постоянная нехватка квалифицированных кадров. Нет желающих работать на тракторах, бульдозерах и катках при том, что дорожные компании готовы хорошо поощрять труд рабочих.

– Организации не могут найти водителей с зарплатой в 300 тыс. тенге в месяц, – заметил Айдар Менеев. – Техника простаивает, никто не хочет работать! И кадровый дефицит очень большой. Почти в каждой организации на воротах висит объявление: «Требуются  машинисты, камазисты, трактористы…»

В итоге такое положение дел привело к тому, что из запланированных в начале года 62 двухгодичных проектов (17 переходящие с прошлого года) по ремонту и строительству дорог, отставания по графику сейчас наметились практически в 90%. В отношении некоторых подрядных организаций за невыполнение поставленных задач предъявляются судебные иски.

– По двум объектам ТОО «Ануш-Кұрылыс» Теректинский акимат обратился в суд, чтобы признать его недобросовестным подрядчиком ввиду отставания от графика, – отметил Айдар Менеев. – В Чингирлауском районе готовят иск в отношении этого же подрядчика, где есть отставания по четырем проектам, что говорит о неосвоении выделенных денежных сумм. Другими районными отделами ЖКХ также поданы иски в отношении ТОО «Бекет Сат Жол» и «Атырау жолдыры». Если эти подрядчики будут признаны недобросовестными поставщиками услуг, доделывать намеченную работу им все равно придется, но в течение трех лет они уже не смогут претендовать на госзаказ.

С такой развилкой далеко не уедешь

Спикер отметил, что общественники в ЗКО говорят и об отсутствии какого-либо контроля за ходом дорожных работ, что тоже не является правдоподобным. По его словам, со стороны технадзора он ведется, если, конечно, есть что контролировать, а не при отсутствии продвижения ремонтных работ. Подрядчики почти стопроцентно – местные, а вот технадзор осуществляют иногородние компании из Астаны, Алматы и Кызылорды. Но все они имеют свои филиалы в Уральске, где работают местные специалисты, которые добросовестно исполняют договорные обязательства, выезжая с проверками на объекты строительства.

– Существует три вида контроля: когда подрядчик контролирует ход работ, со стороны авторского надзора и технадзора и заказчика, – пояснил А. Менеев. – В районных отделах ЖКХ работают всего по два специалиста, ежедневно они просто физически не успевают все охватить, чтобы постоянно находиться на объектах. Поэтому мы нанимаем технадзор и платим им деньги. Однако, если дорожные работы не ведутся, что там будет делать технадзор?

Айдар Менеев возмутился и бытующими высказываниями насчет откатов, которые якобы в 30% размере получают от дорожных компаний руководители отделов ЖКХ. По его словам, это безосновательно при том, что подрядчики работают сейчас почти в минус.

– Никто не отрицает, что в ЗКО плохие дороги – резюмировал руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог. – Статистика показывает, что наша область находится на последнем месте по качеству автодорог местной сети. Но при этом есть немало факторов, включая и наличие множества населенных пунктов. Их в ЗКО всего 416. А нас почему-то все сравнивают с Атырауской, Мангистауской областями, мол, там дороги хорошие. Но при этом никто не учитывает, что в сравнении с ними в нашей области почти в
4-8 раз больше и дорожная протяженность, где необходимо положить асфальт. А ведь практически все, кроме песчано-гравийной смеси, которую мы берем из Урала, приходится завозить из других регионов железнодорожным транспортом, включая щебень, битум, железобетонные конструкции и прочее…

Галина Каренских,

zhaikpress.kz

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале