30 августа Казахстан отмечает День Конституции – Основного Закона страны, закрепляющего политические, экономические и социальные права граждан. Одним из ключевых является право на образование, независимо от физических и ментальных особенностей ребенка. В Западно-Казахстанской области реализация этого права демонстрирует системный подход власти к обеспечению инклюзии в образовательной сфере.

Фото из архива сайта
Согласно информации областного управления образования, на учете в психолого-медико-педагогических консультациях в ЗКО состоят почти 7 тысяч детей с особыми образовательными потребностями, из которых 1,6 тысяч – имеют инвалидность. Сегодня около 5 тысяч детей, или почти 70% от общего количества, охвачены инклюзивным образованием.
– Инклюзивное образование – это право, закрепленное Конституцией. Наша обязанность, как органов управления, создать такие условия, при которых каждый ребенок, независимо от его особенностей, сможет учиться, развиваться и быть полноценным членом общества, – говорит заведующая отделом управления образования ЗКО Фарида Сулейменова.
Система ранней диагностики и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в области включает 4 психолого-медико-педагогические консультации, 13 кабинетов коррекции в районах и в г. Уральске, где 337 детей получают коррекционно-развивающую помощь. В системе дошкольного образования функционируют 17 специализированных групп, охватывающих 151 ребенка, 18 кабинетов коррекции и инклюзивного образования, которые посещают 275 детей. В общеобразовательных школах ЗКО 55 специальных классов, в которых учатся 295 учеников. В трех коррекционных школах обучаются 542 ребенка, включая 23 студента. Открыто 7 кабинетов психолого-педагогической поддержки; работает ресурсный центр при СОШ №5 города Уральска. В 2022 году в области был открыт autism-центр, специализирующийся на поддержке детей с расстройствами аутистического спектра и их семей.
По рекомендации ПМПК в школах области введено 368 ставок педагогов-ассистентов, 292 дефектолога (в том числе 67 в детских садах) и 221 логопед (78 – в детсадах). Растет число школ, адаптированных под нужды инклюзивного обучения: 314 организаций, что составляет 87% от общего числа. В дошкольном секторе свыше 60% государственных детских садов обеспечивают доступ к специальному обучению и воспитанию.
Конституция Республики Казахстан закрепляет равенство прав каждого ребенка на образование. В Западно-Казахстанской области эта норма реализуется через конкретные механизмы, финансирование и кадровую политику.
– Инклюзивная школа – это не отдельный проект, а новая норма. За каждым созданным кабинетом, каждым педагогом-ассистентом стоит ребенок, получивший шанс на будущее. Именно в этом реальное воплощение духа Конституции, – подчеркнула Сулейменова.
Жанна Балыкова,
"Жайық Пресс"