Всемирный день выборов
По инициативе Ассоциации организаторов выборов европейских стран ежегодно в первый четверг февраля отмечается Всемирный день выборов. Республика Казахстан является полноправным членом этой ассоциации. Председатель Западно-Казахстанской территориальной избирательной комиссии Адил Жоламанов ответил на ряд вопросов, касающихся основных аспектов выборного законодательства и совершенствования избирательной системы страны.
– Какую оценку избирательной системе страны сегодня дают Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ)? Существует ли критика избирательной системы?
– 1 февраля текущего года проходит как Всемирный день выборов, утвержденный в рамках общей конференции организаторов выборов, состоявшейся 14-17 сентября 2005 года в Будапеште. Этот день мы ежегодно отмечаем в первый четверг февраля по инициативе Ассоциации организаторов выборов европейских стран. Международные специалисты в области организации и проведения выборов во Всемирном дне выборов преследуют важную цель – обеспечить избирательными правами граждан и совершенствовать избирательные процессы. Стоит отметить, что Всемирный день выборов в этом году приобретает новое значение. В связи с принятыми изменениями в Конституции РК, год назад были проведены внеочередные выборы депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов всех уровней. Это оптимальный срок для анализа действий не только политиков и политологов, но и широких масс. В 2024 году в 27 сельских округах области пройдут выборы акимов, срок полномочий которых истекает в этом году. Например, 3 марта текущего года назначены выборы акимов Куйгенкольского сельского округа Жанибекского района, Амангельдинского сельского округа Таскалинского района, Чингирлауского, Ардакского сельских округов Чингирлауского района. Поэтому, можно сказать, что выборы – это практически непрерывный процесс, как и жизнь.
Как известно, сильное гражданское общество формирует сильное государство. А выборы являются неотъемлемым атрибутом демократического правового государства. Они должны быть справедливыми, демократичными, чтобы каждого гражданина, участвующего в выборном процессе, отличало высокое чувство гражданской ответственности, доверия. Члены областной, районной, участковых избирательных комиссий прекрасно понимают требования к выборам и личную ответственность. Ведь концепция «слышащего государства» вытекает из этого высокого требования. В международных демократических институтах положительно оценивают изменение избирательной системы в нашей стране. Это можно прочитать и узнать из отчетов, составленных этими организациями после каждых выборов. Например, выборы 19 марта 2023 года, наряду с отечественными наблюдателями, наблюдали члены долгосрочной миссии БДИПЧ, ОБСЕ по наблюдению за выборами Томас Хольцер (Швейцария) и Елена Баландина (Российская Федерация), и с их стороны не было отрицательного заключения, связанного с подготовкой и проведением выборов в регионе.
– В чем заключается деятельность областной избирательной комиссии, и какая ответственность возлагается на членов избирательной комиссии?
– Новый состав областной территориальной избирательной комиссии вступил в должность с 3 января текущего года. Срок ее полномочий, действующий на постоянной и профессиональной основе, составляет 5 лет. Известно, что члены территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий избираются на основании предложения политических партий, общественных объединений или вышестоящих избирательных комиссий при отсутствии предложения политических партий. Нынешний состав областной территориальной комиссии был единогласно избран депутатами областного маслихата, в соответствии с рекомендациями 6 партий и одного общественного объединения. Переизбраны 3 члена прежнего состава, еще 4 члена комиссии – это специалисты с солидным стажем в избирательной системе. Деятельность комиссии осуществляется в соответствии со статьями 13 и 14 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан».
Особая роль в соблюдении норм выборного законодательства возложена на членов избирательных комиссий. Законом предусмотрена их ответственность за: нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей или внесение в них изменений после начала подсчета голосов; выдачу гражданам бюллетеней для голосования в целях предоставления им возможности голосования за других лиц; непредставление сведений об итогах голосования. Это влечет административную ответственность, когда дается предупреждение или штраф, или уголовную ответственность при воспрепятствовании осуществлению избирательных прав либо фальсификации избирательных документов или неправильный подсчет голосов
– 5 июня 2022 года состоялся второй в истории страны общенациональный референдум по Конституции. Чем эта кампания отличалась от референдума 1995 года?
– Как известно, референдум – это всенародное голосование, проводимое для решения важного государственного вопроса. Поэтому суть референдума, состоявшегося в 2022 году, одним словом не передать. Проголосовало более 68% граждан, имеющих право участвовать в референдуме по внесению изменений и дополнений в главный закон страны, вынесенных на обсуждение населения. Таким образом, в соответствии со статьей 31 Конституционного закона «О республиканском референдуме» референдум считался состоявшимся. Если за изменения и дополнения в Конституцию страны, вынесенные на республиканский референдум, выступает более половины граждан, принявших участие в голосовании не менее чем в двух третях областей, городов республиканского значения и столицы, голосование считается принятым. Известно, что более 77% граждан, пришедших на голосование в тот день, поддержали изменения. Таким образом, на основании статей 31, 34 Конституционного закона РК «О республиканском референдуме», предложенные изменения в основной закон страны были признаны принятыми. По Западно-Казахстанской области за положительное решение вопроса проголосовали свыше 73% граждан. Решение, принятое референдумом, имеет обязательную силу и не требует дополнительного подтверждения актами.
В результате этого судьбоносного референдума сформировалась новая модель связи между ветвями власти. Государство создало новые возможности для участия граждан в управлении и укрепило систему защиты прав и свобод человека. Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что «на референдуме мы доказали, что можем противостоять беспрецедентным внешним и внутренним вызовам. По итогам референдума в 33 статьи Конституции Казахстана были внесены 56 изменений. Что касается самых основных изменений, то Казахстан перешел от суперпрезидентской формы к президентской форме с влиятельным парламентом. Также внесено изменение, запрещающее близким родственникам президента занимать высокие должности в государственных органах и квазигосударственном секторе. Закреплена норма о том, что собственником земли и природных ресурсов является народ. Начал свое функционирование Конституционный суд. Качественным отражением референдума можно охарактеризовать внеочередные выборы депутатов Мажилиса и маслихатов всех уровней, состоявшиеся 19 марта 2023 года.
– 5 ноября 2023 года прошли выборы акимов районов и городов областного значения, которые впервые были организованы как пилотный проект в местах, закрепленных маслихатами. Каким требованиям должны соответствовать кандидаты на должность акимов районов и городов?
– Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на церемонии открытия первой сессии Парламента РК VIII созыва объявил, что впервые в стране пройдут выборы 45 акимов районов и городов областного значения. Эта масштабная кампания имела поистине историческое значение, поскольку глава районного уровня избирался непосредственно народом. Данный политический выбор стал решающим этапом в обновлении работы всех институтов власти. Политический процесс приобрел раз и навсегда демократический характер, а выборы акимов сельских округов в пилотном режиме повысили возможность участия граждан в управлении государством. Следует отметить, что районы, входящие в пилотный проект, были выбраны депутатами областного маслихата путем голосования на сесии. В нашей области
выборы акимов района прошли в Бокейординском районе, где путем народного голосования был выбран Нурлыбек Даумов, 1981 года рождения, в Каратобинском районе – Кадыржан Суйеугалиев, 1972 года рождения, в Таскалинском районе – Талгат Шакиров, 1973 года рождения. В своем обращении Глава государства отметил, что необходимо рассмотреть такие системные вопросы, как повышение самостоятельности регионов в вопросах бюджета и предоставление самим регионам права определять налоговые льготы, собираемые в местный бюджет. Эта реформа уже видна на практике. Выборы стали одним из первых самостоятельных шагов, когда, во-первых, возросла ответственность избранных акимов перед населением, во-вторых, соответственно, повысилась ответственность гражданского общества. Необходимо прийти к пониманию того, что выборы акимов районов, и сейчас, и в будущем, должны быть не соперничеством или клановой борьбой, а честной конкуренцией, где, в первую очередь, будут цениться деловые и руководящие качества кандидатов. В нашем регионе за 3 должности акима района боролись 9 кандидатов. Среди них были представители различных отраслей – экономисты, юристы, преподаватели, специалисты в области сельского хозяйства и других сфер. Требования к акиму района прописаны в Конституционном законе. Во-первых, он должен быть гражданином Казахстана. Во-вторых, соответствовать требованиям, указанным в настоящем Конституционном законе, Законе «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», законодательстве Республики Казахстан в сфере государственной службы. Соответствие этим требованиям устанавливается уполномоченным органом по делам государственной службы на основании документов, представляемых соответствующей территориальной избирательной комиссией. Перечень необходимых документов устанавливается уполномоченным органом по делам государственной службы совместно с Центральной избирательной комиссией. Поэтому на выборах акимов районов и сел были отклонены документы некоторых кандидатов, выдвинувших себя на эту должность, так как они не соответствовали требованиям закона. Поэтому желающие принять участие в политической гонке должны полностью соответствовать всем требованиям закона.
– Как вы оцениваете материально-техническое состояние районных избирательных комиссий? Какие предложения высказывает на встречах с населением общественность? Каково отношение молодежи к выборам?
– Главная цель наших поездок в районы и проведения встреч с общественностью – узнать отношение сельчан к реформам избирательной системы, выявить недостатки избирательных процессов и принять соответствующие меры для их своевременной корректировки. В некоторых районах территориальные избирательные комиссии находятся в удобном, доступном для населения здании, имеют все условия для работы. Но есть и проблемные моменты в некоторых районах, когда здание и состояние выборного органа не соответствует новым требованиям. Постепенно стараемся решить эти проблемы.
В рамках рабочих визитов в районы, мы ознакомились с инициативами районных избирательных комиссий по обеспечению избирательных прав граждан и совершенствованию избирательных процессов. Все мероприятия, посвященные Всемирному дню выборов, призваны повысить активность участия населения, особенно молодежи, в выборах. В некоторых районах состав участковых комиссий обновлен до 70-75%. Наряду с членами территориальных избирательных комиссий, выполняющими свои обязанности на профессиональной основе, к процессу повышения квалификации должны быть привлечены и члены участковых избирательных комиссий. Этот вопрос сейчас в центре внимания, составлен план дальнейших действий. В ближайшее время территориальная избирательная комиссия ЗКО начнет обучение членов избирательных комиссий каскадным методом. Обучение не ограничивается только прослушиванием лекций. Наряду с онлайн-семинарами, мы повышаем квалификацию коллег, используя различные формы, такие как деловая игра, тестирование. Сейчас завершено формирование тренерского пула из числа членов территориальных комиссий, выполняющих свои обязанности на постоянной и профессиональной основе.
Анализ последних выборов показал необходимость организации семинара среди представителей СМИ и пользователей онлайн-платформ. Это важно для повышения квалификации корреспондентов, которые занимаются подготовкой материалов на избирательную тематику. Воспитание избирательной культуры, повышение электоральной активности, умение вести открытый диалог со сторонами – актуальная тема. Приоритетным направлением наших действий является совершенствование дальнейшей работы с избирателями, наблюдателями, представителями политических партий и общественных объединений. Активность молодежи в настоящее время радует. Во Всемирный день выборов мы планируем провести Форум клуба молодых избирателей. В Теректинском районе пройдет среди молодежи Guiz на избирательную тематику, в Сырымском районе – конкурс на лучшее знание избирательных законов, в Таскалинском районе – конкурс видеороликов о выборах. На встречах со студентами колледжей и вузов мы часто проводим консультации, которые пробуждают интерес молодежи к выборам и придают новый импульс активизации общества.
– В средствах массовой информации и социальных сетях на некоторых избирательных участках распространяется информация о нарушении избирательного законодательства. Какие меры применяются к нарушителям правил выборов?
– В 13 районных и городских территориальных комиссиях, 171 окружной комиссии, 491 участковой избирательной комиссии работают более 4 тысяч человек. На выборах всегда побеждает только один кандидат. Поэтому те, кто недоволен итогами голосования, были и раньше, будут и впредь. В случае нарушения членами участковых, территориальных избирательных комиссий прав граждан на голосование или искажения итогов голосования, предусмотрена соответствующая административная, а также уголовная ответственность.
– Какие условия создаются для участия лиц с ограниченными возможностями в выборах?
– На прошлогодних выборах налажены тесные связи с общественными объединениями в осуществлении избирательных прав граждан с инвалидностью. Списки граждан с инвалидностью уточнены по месту жительства, с целью включения избирательного участка в списки избирателей и обеспечения максимальной доступности для голосования. Для посещения выборного участка людей с инвалидностью предусмотрены пандусы на 367 участках, въезд на 265 участках обеспечен тактильными указателями, в 274 залах голосования – указателями направления. Для лиц с нарушениями зрительных функций или полной потерей зрения предоставляется аудиоверсия о порядке заполнения избирательного бюллетеня, специальные тетради для прослушивания информации по выборам и трафареты для самостоятельного заполнения избирательных бюллетеней, а также дополнительных осветительных и оптических средств коррекции (лупы). К примеру, на последних выборах для людей с нарушениями речи или слуха общественным объединением областного филиала Казахского общества глухих были привлечены 10 опытных сурдопереводчиков и специалистов жестового языка, работала служба инватакси, внесены все особенности и изменения в портал «Интерактивная карта доступности», «Доступная среда». Вся работа осуществляется в рамках действующего законодательства и по требованию гражданского общества. На предыдущих выборах жалоб от людей с ограниченными возможностями не поступало. Это, несомненно, результат совместной работы избирательных комиссий и местных исполнительных органов.
– Какая работа проводится в регионе с наблюдателями за выборами?
– В целом, работа с наблюдателями – одно из наших основных направлений. Как известно, прошлогодние политические состязания по обновленной избирательной системе стали большим вызовом избирательным комиссиям в плане идеологии, организации и проведения выборов. Ход и результаты выборов показали, что есть реальные возможности и потенциал для совершенствования работы с наблюдателями.
Одной из главных особенностей последних выборов стала новая организация работы с наблюдателями. Постановлением ЦИК РК от 27 декабря 2022 года утверждены «Правила аккредитации общественных объединений и некоммерческих организаций, уставной деятельностью которых является осуществление деятельности по наблюдению за выборами». В результате территориальная избирательная комиссия ЗКО зарегистрировала 22 общественных объединения по региону, которые внесли соответствующие изменения в свою уставную деятельность.
Во время выборов со стороны некоторых районных объединений активности не наблюдалось. Из 22 зарегистрированных общественных объединений 7 не предоставили ни одного наблюдателя на выборах 19 марта 2023 года. Большая активность наблюдателей в день голосования была зафиксирована в Уральске. На 125 избирательных участках областного центра были зарегистрированы кандидаты и 604 доверенных представителя 7 политических партий, 258 наблюдателей от политических партий и 371 наблюдатель от 9 других общественных объединений. То есть на одном избирательном участке, в среднем, находилось 9 наблюдателей. В статьях 20-1, 20-2 действующего закона определены все права наблюдателей. Следует помнить, что, будь то член избирательной комиссии или наблюдатель, у каждого есть обязанности и права.
– В рамках политических реформ совершенствуется избирательная система страны. Как вы оцениваете электоральную активность избирателей?
– В стране углубились процессы формирования эффективной системы государственных институтов, гармонизации ветвей власти, критического общества и требований законности. Это тенденции, требующие постоянного совершенствования. Все это в полной мере относится и к избирательной системе. За последние годы электоральная активность населения повысилась. В основном, это происходит благодаря использованию информационно-коммуникативных технологий, агитации в социальных сетях, а также внедрению новых подходов в выборах – выборности сельских, районных акимов. Население интересуется политической жизнью и приходит к пониманию, что от их голосов напрямую зависит качество жизни.
Жанна Балыкова,
zhaikpress.kz,
Фото: Диас Закбаев