2.07.2024, 10:00
Просмотры: 73

Защищая права предпринимателей в сфере госзакупок

На очередном заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции ПП ЗКО «Атамекен» были подняты проблемы в сфере госзакупок, которые часто возникают не только в Западном регионе, но и в других областях республики.

защита прав предпринимателей

Сотрудники прокуратуры области проводили прокурорский надзор, и по актам за последние 5 месяцев ими было отменено 19 конкурсов на общую сумму 1,3 млрд тенге, 13 должностных лиц привлечены к административной (ст. 207 КоАП РК нарушение законодательства о госзакупках) ответственности, взыскано штрафов на сумму 1,4 млн тенге, 12 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

По словам старшего помощника прокурора области Азиза Ниязова, были выявлены нарушения, связанные с необоснованным установлением порога демпинга, неправильной разработкой технической спецификации и квалификационных требований, неверно выбранных способов проведения конкурсов.

– Отделом государственных закупок города Уральска необоснованно установлен порог демпинга на уровне 20% при организации закупок по ремонту дорог, тогда как законным пределом является 5%, поэтому было отменено пять конкурсов. Общеобразовательными школами района Бәйтерек неправильно разработаны технические спецификации лотов государственных закупок по организации летнего отдыха для детей из малообеспеченных семей, не были определены требования к транспорту для перевозки детей, что также привело к отмене пяти конкурсов. Общеобразовательными школами Теректинского, Жангалинского, Каратобинского, Таскалинского и Акжаикского районов неправильно сформулированы квалификационные требования для потенциальных поставщиков услуг по питанию, в связи с чем, отменили восемь конкурсов. А также аппаратом акима Бурлинского района при проведении государственных закупок по лоту «Услуги по установке/настройке программного обеспечения» неправильно выбран способ открытого конкурса вместо конкурса с предварительным квалификационным отбором, что послужило причиной отмены двух конкурсов, – сказал Азиз Ниязов. – Здесь надо отметить, что указанные недостатки существенно затрагивают интересы предпринимателей. Необоснованное установление порога демпинга, неправильно разработанные технические спецификации и квалификационные требования, а также неверный выбор способов проведения конкурсов создают препятствия для справедливого участия в государственных закупках. Эти нарушения могут ограничивать доступ предпринимателей к рынку государственных закупок, снижать их конкурентоспособность и приводить к финансовым потерям, – отметил старший помощник прокурора области.

В Палату предпринимателей ЗКО за истекший период поступило восемь обращений от предпринимателей, касающихся сферы государственных закупок, из которых пять были удовлетворены. Старший помощник прокурора области привел примеры поступающих жалоб, связанных с отказом заказчиков в приеме товаров, услуг и их оплаты. Так, только перед ТОО «Сила воли – Күш Жігер» имеют долг около 50 млн тенге за поставленный товар более 40 госучреждений и организаций квазигосударственного сектора. А также субъектами бизнеса ИП «Шарипкалиев А.Б.» и ИП «Дана» обозначена ценовая проблема при заключении договоров закупок на социально значимые товары.

Мониторинг цен в торговых объектах на территории Казахстана ведет Министерство торговли и интеграции. Последний мониторинг показал, что учреждениями образования области были заключены договоры государственных закупок социально значимых продовольственных товаров по ценам, превышающим установленные предельные цены. В этой связи департамент торговли настаивает на заключении между сторонами дополнительных соглашений с понижением цен до установленных предельных. Возникает вопрос об обоснованности подобных требований.

– Одним из инструментов сдерживания роста стоимости социально значимых продовольственных товаров является введение предельных цен, которые вводятся местными исполнительными органами. В случае превышения установленной предельной цены для субъектов торговли предусмотрена административная ответственность, что с нами и произошло, – говорит предприниматель Асылхан Шарипкалиев. – Наше ИП уже не первый год участвует в конкурсах и тендерах по приобретению и поставке продуктов питания в детские сады, школы, училища и колледжи. В начале года мы выиграли конкурс по ценам, который был объявлен управлением образования. Через три месяца от облУО и горотдела образования нам пришло уведомление о завышении цен на социально-значимые продукты. А как мы можем их завышать, ведь не мы не устанавливали их. И за это нас привлекли к административной ответственности. Поэтому мы и обратились в Палату предпринимателей с просьбой разобраться.

Оказывается, в один лот входят 30-40 наименований продуктов по разным ценам: есть продукты, среди которых и социально значимые, по совсем низким, а есть и по завышенным ценам, которые указывает в конкурсе облУО. Конкурс проходит, предприниматель ставит меньшие суммы, выигрывает тендер, отрабатывает по нему, и через пару месяцев приходит «письмо счастья»: снизить цены на социально значимые продукты, либо заключить дополнительное соглашение.

Далее сотрудник прокуратуры поделился информацией касаемо судебной практики рассмотрения споров, связанных с государственными закупками.

– За последние шесть месяцев Специализированным межрайонным административным судом ЗКО было рассмотрено с вынесением решения шесть административных дел об обжаловании актов (действий, бездействия) государственных органов – из них четыре удовлетворены. Рассмотрение данных дел в суде показало, что контролирующими органами (департамент внутреннего государственного аудита по ЗКО, «Самрук-Қазына») не всегда правильно дается оценка документам, подтверждающим квалификационные требования поставщиков, а также достаточности представленной поставщиком тендерной документации. Специализированным межрайонным экономическим судом Западно-Казахстанской области за указанный период рассмотрено 645 гражданских дел, из которых 551 или 85% дел по искам о признании поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок. Из 551 дела по 397 или в 72% случаев иски заказчиков удовлетворены, доля исков, оставленных без удовлетворения – 28%, – сообщил старший помощник прокурора области А. Ниязов.

Изучением судебной практики удовлетворения исков о признании предпринимателей недобросовестными участниками государственных закупок установлено, что ненадлежащее исполнение поставщиками обязательств по договорам находят свое подтверждение, фактов отмены судебных актов вышестоящим судом по основаниям не подтверждения нарушений со стороны субъектов бизнеса обязательств не имеется. В силу ст. 12 Закона «О государственных закупках» в случаях неисполнения либо ненадлежащего исполнения поставщиками обязательств по договорам о государственных закупках заказчик обязан обратиться в суд. Однако на момент рассмотрения дела в суде, поставщиками зачастую принимаются активные меры к исполнению обязательств по договорам, что исключает принятие судебного решения о признании их недобросовестными участниками государственных закупок. В этой связи, исходя из судебной практики, оснований полагать о систематических нарушениях прав и интересов предпринимателей со стороны государства, не имеется.

Председатель Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции ПП ЗКО Кайдар Капанов, конечно же, попытавшись разобраться в данном вопросе, дал свою оценку.

– Здесь налицо нарушения при составлении документации и проведении конкурса. А также, в чем обоснованность проведения мониторинга по госзакупкам на предмет соответствия договоров на социально значимые продукты. Данный вопрос мы хотим донести до Антикора, отправим в Центральный аппарат, поскольку такие проблемы возникают и в других областях. Вопрос должен быть вынесен на республиканский совет, – предложил К. Капанов.

Оксана Каткова,
фото автора

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале