11.10.2022, 17:44
Просмотры: 75

Маштаково: сохранить в памяти

Мы продолжили свою экспедицию «По следам исчезнувших сел». На этот раз наш путь лежал в бывшее село Маштаково, что находился примерно в пяти километрах от ст. Алгабас. Место здесь тихое, уединенное с единственным ухоженным домом и двором в тени деревьев. Теперь здесь располагается частное владение теректинца Андрея с его крестьянским хозяйством.

IMG-20221011-WA0023

Много лет назад здесь жили люди, работали, строили планы на будущее. Об их пребывании говорят едва приметные курганы – холмики от домов, да старое печальное кладбище с мазарами невдалеке на пригорке, стоящее в тени густых кронов деревьев. Старые люди округа поговаривали, что захоронения здесь непростые, лежат и аулие – святые люди. Бабушки таинственно нашептывали, что проезжая мимо них, надо непременно остановиться, отдать дань усопшим, помолиться за их души. В противном - случится несчастье и в довод приводили многочисленные примеры, как у одного на этом месте машина глохла и заводилась только с рассветом, у другого на ходу вылетало колесо, а у третьего... Словом, страшилок было множество. Село кануло в Лету. Когда-то люди ушли отсюда и время безжалостно стерло его не только с карты района, но и из нашей памяти. Маштаково некогда была довольно крупной животноводческой фермой, отделением совхоза «Шоптыкульский», Так именовалось тогда нынешнее село Шоптыкуль. Об этом помнят местные старожилы.

Думаем, что любому теректинцу было бы интересно узнавать о том, какие были у нас села, чем в них занимались люди? Все что касается малой родины не может не интересовать любого человека.

Маштаково в бытность - старинное селение. Правда, сегодня утверждать дату его основания никто не возьмется. Да и откуда название села, тоже нет единого утверждения. С каждым годом все меньше остается людей, являвшихся свидетелями многих исторических событий. С уходом в мир иной пожилых людей, хорошо знавших историю родного края, теряются достоверные сведения. А наши познания, увы, скудны или ограничены. Конечно, можно поискать в архивных документах, было бы желание. Но, предчувствуем, одного желания здесь будет недостаточно. С переселениями и объединениями нашего района с другими за многолетнюю историю многое могло и затеряться. Подумалось, да и какие архивные документы у села с населением в несколько десятков дворов могут сохраниться?

Как рассказывает Кожагельди Иманов, бывший житель села Шоптыколь, а ему в свою очередь поведал его дед, живший в Маштаково, что селение это было еще дореволюционное. В этих местах проживал бай Мырзабай со своими многочисленными тучными стадами. До 800 домов тянулись в сторону нынешнего разъезда Таксай.

Известно, что история создается по итогам жизнедеятельности эпохи и самого человека. Любая достоверная информация собирается по крупицам. Конечно, каждое село района, в том числе и исчезнувшие в силу разных обстоятельств, заслуживают детального изучения и достоверного описания событий, произошедших когда-то в этих местах. Поэтому важно, чтобы каждый человек,кто неравнодушен к истории своей семьи, своего рода, своего села помогали создавать их  описание. Возможно у кого-то сохранились важные исторические сведения о жизни наших предков. Мы должны знать и помнить, какое участие принимали они в истории родного Отечества в целом и в истории родного села, края.

IMG-20221011-WA0026

Прошлое села Маштаково, ту, что ближе к нам - период советской эпохи, помнят еще люди старшего поколения, кто когда-то жил и трудился в этих краях. Один из них - житель села Теректі, почетный гражданин Теректинского района Гусман Катабаевич Катабаев. Его семья в 1964 переехала тогда в совхоз «Шоптыкульский». Хозяйство имело свои отделения: третья ферма  - село Коныссай,четвертая ферма – село Сарсеново, пятая ферма – село Бесагаш (теперь не существует). Вторая ферма в Маштаково тоже было его отделением. Здесь содержалось несколько гуртов КРС, были овцы и лошади.

-Помню, что в том отделении работали три тракторные бригады, которые возглавляли механизаторы - Василий Абрамович Савченко, Константин Дмитриевич Китанин, Владимир Борисович Федоров. Вчерашние фронтовики, взявшись за дело, трудились старательно, самоотверженно, на совесть. Старшиной села был дед Ескабыл – высокий, грузный, суровый. В свое время он служил надзирателем в исправительно-трудовом лагере, что находился когда-то на территории нынешнего села Придорожное. В Маштаково заведовал всем фуражом фермы:выдавал зерно со склада, отпуска сено, солому, силос. Все немного побаивались немногословного, грубого деда. Он ревностно следил за всем совхозным добром и никто не смел взять лишне. На окраине села было у него сооружение – весовая, все что приходило или уходило из фермы только через этот пропускной пункт, - вспоминает Гусман Катабаевич.

В 1968 году он стал работать на тракторе марки ДТ-75. На селе в то время трактористы считались чуть ли не аристократами,так высоко ценили механизаторов. Хотя техника даже при небольших морозах заводилась с трудом, да и кабина не была защищена от пыли и грохота гусениц. А будни его не так уж богаты были на впечатления: в поле уходил с восходом, домой возвращался с закатом солнца. На своем ДТ приходилось Гусману Катабаевичу и пахать, и сеять. А однажды его на целый месяц командировали в Маштаково, чтобы кукурузу силосовать.Сооружали курган из этой культуры и тяжелый трактор ездил по нему вперед и назад. Чем больше утрамбовывался, тем силос лучше становился по качеству, считали специалисты.

В селе работал магазин. Один раз в неделю привозили кино. Приезд киномеханика для маштаковцев всегда было большим праздником. Показом фильма обычно завершался трудовой день. В селе функционировала начальная школа. Вся округа хорошо знала заведующую школой, учителя начальных классов, строгую, справедливую и требовательную Марию Кубышевну Иманбаеву.  Тогда на учителей смотрели как на божество.По сути, для сельчан она и была им: образованная, начитанная, педагог имела на них огромное влияние. Ее ученики, ныне люди преклонного возраста, вспоминают своего учителя добрым словом.

В поездке нас сопровождалиобщественники, находящиеся на заслуженном отдыхе, старожил ст. Алгабас - Самигулла Пазылулы и ныне горожанин - Кенжебай Рахимов, некогда житель этого же села. По их воспоминаниям, в Маштакове в то время были две длинные улицы. Сельчане в основном были заняты в животноводстве. Труд во все времена в селе был тяжким, можно сказать и героическим. Они  сожалеют, что в свое время  досконально не успели расспросить старых людей, которые могли бы немало порассказать о трудовых подвигах маштаковцев в период коллективизации, а женщин и детей - в  годы Великой Отечественной войны. В то время люди старшего поколения при встрече и беседе с ними неохотно говорили о том периоде жизни. Как правило, ограничивались общими фразами: работали с 12 лет круглый год, не было во что одеться,обуться, жили впроголодь и т.д. Общественники всегда «за» различные проекты памяти исчезающих или исчезнувших сел. Они заметили, что, разумеется, такие села не вернуть, но они будут жить в памяти людей. Ведь человек, пока жив, будет помнить о том месте, где родился и вырос. Интерес к нему, можно сказать, больше прагматический, исторический, ностальгический.А все же,   верно говорят, что без прошлого нет настоящего.

Пока мы осматривали местность, воображая в памяти жизнь исчезнувшего селения, к нам на своем пикапе подъехал и сам хозяин этих мест – Андрей. Он тепло приветствовал нас и на вопрос можно ли вести съемку местности, охотно дал согласие и даже позволил снять на камеру его хозяйство. Мы поинтересовались у Андрея, на голом ли месте он обосновался? По его словам, дом стоял, он лишь его облагородил и приспособил к жилью и отсюда началась деятельность его хозяйства. Что хозяин он крепкий и практичный, было видно невооруженным взглядом. Об этом свидетельствовали длинная вереница сена в рулонах, добротная техника, косилки и прочий набор сельхозинвентаря. И, что удивило, тут нигде не было заграждений, как в наших прошлых путешествиях, в окрестностях ферм, находящихся в Кубенсае и Сталинке. Там, помнится, мы долго ехали вдоль ограждений, чтобы попасть на дорогу. А тут, словно в ожидании гостей, все как на ладони и даже хозяйская собака - сама доброта. Виляя хвостом, в прыжке  преграждала путь к машине, мол, не торопитесь уезжать.

IMG-20221011-WA0020

Завидев нас, верхом на лошади подъехал и пастух по имени Али. Он искал отбившегося ягненка и сказал, что тут недалеко пасет индивидуальный скот жителей Алгабаса и что места для пастбища тут отменные. Разговорились. Оказалась, он с женой и ребенком приехал из Узбекистана, имеет высшее образование.

Сделав экскурсию по местности исчезнувшего села, запечатлев все на камеру и фотоаппарат, мы на обратном пути остановились у круглого моста-тоннеля под железнодорожным полотном. По всей видимости он был сделан для перелива паводковой воды  с полей и для проезда транспорта. Здесь, говорят старожилы, на бетонной плите стояла надпись:1915 - год строительства виадука. Но мы его не нашли, любо надпись стерлась, либо были невнимательны.

Ехали мы назад задумчивые, наверное, каждый из нас думал о бренности жизни и нам было немного жаль, что село Маштаково исчезло. Но люди в поисках лучших условий жизни уезжали и находили свое постоянное жительство в других местах. То, что Маштаково помнят его бывшие жители, говорят о нем с теплотой и улыбкой - дорогого стоит. Люди уходят и  время безжалостно стирает места их бывшего жительства, остается лишь груды самана и земли. Но сердце просит сохранить в памяти то, что было когда-то дорого, сделать сильнее времени и запечатлеть ее. Хотя бы на бумаге. Ведь и мы сами есть только до тех пор, пока о нас помнят.

Нурзия Сисенбаева,

Жумазия Кожамуратова,

Теректинский район,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале