В Казахстане ученых воспитывают с школьной скамьи – такой принцип заложен в основу республиканского конкурса научных проектов и творческих работ «Зерде». Учащиеся 1-7 классов презентуют результат своих исследовании на различных этапах и доказывают обоснованность внимания к той или иной теме. В этом году 13 школьников Бурлинского района стали призерами областного тура конкурса «Зерде». Юные ученые только пробуют делать первые шаги, но от поддержки их стремлений зависит будущее всей страны.
«Учеными не становятся, ими рождаются». Страсть к исследованиям и экспериментам проявляет каждый ребенок, начиная с раннего возраста. Задача родителей – поддержать, помочь или же внушить отказ от стремлений познавать что-то новое. На сегодня именно школа является тем самым плацдармом, где создаются возможности для взращивания новых ученых и новаторов. Прекрасной поддержкой являются различные конкурсы и олимпиады. Одним из таких выступает конкурс исследовательских проектов и творческих работ «Зерде», проводимый республиканским научно-проектным центром «Дарын» для учащихся 2-7 классов. Его основными задачами являются развитие интеллектуального творчества учащихся, привлечение их к исследовательской деятельности, выявление и поддержка способных и одаренных школьников, обмен опытом между школами по организации учебной и научно-исследовательской деятельности, повышение профессионализма педагогов и привлечение внимания общественности к проблемам развития интеллектуального потенциала.
Дети не просто ведут поиски информации, они начинают с обозначения темы исследования, затем определяют ресурсы, которые будут задействованы. Если темой является проблема, тогда в основу проекта закладывается поиск ее решения. Это могут быть различные механизмы и даже технологии, которые могут помочь улучшить экологию или в какой-то мере снизить уровень энергопотребления.
Районный этап проходил 4 декабря. Из-за погодных условий он был проведен в онлайн-формате. 140 школьников представили 122 проекта. Из них 104 – личные, а 18 – командных. Дети выступали в 12 секциях, это «Казахский язык и литература», «Русский язык и литература», «Английский язык», «Математика и прикладная математика», «Физика, космос», «Туризм и спорт», «История и краеведение», «Этнокультура», «Химия и биология», «Медицина, психология и экология», «Роботетхника и STEM инженерия» и «Технология и искусство».
Все обладатели первых мест получили право представлять Бурлинский район на областном этапе, который прошел 14 декабря на базе Республиканского центра дополнительного образования «Дарын». В нем приняли участие 287 школьников со всей Западно-Казахстанской области. Они представили 246 исследовательских работ. Методист отдела образования района Азамат Мамбетжанов отметил, что в этом году областной этап был очень сложным. И дело не только в количестве проектов. Время защиты было ограниченным. Также каждой секции предоставлялся один ноутбук на всех для презентации. Это была одна из проверок для участников на владение информацией о своем проекте и степени задействованности в нем. Представителям Бурлинского района пришлось поучаствовать в нешуточной борьбе за призовые места. По результатам 13 школьников стали призерами областного конкурса «Зерде». В числе обладателей II места: Алан Кусдавлетов (2 класс, ОСШ №4, руководитель Адира Балтиева) – секция «Русский язык и литература», Эмилия Гильманова (3 класс, ОСШ №3, Гульмира Сабирбаева) – «История, краеведение», Саягуль Пшенбаева и Жанерке Тлеген (4 класс, ОСШ №5, Зайра Ерекешова) – «Математика, прикладная математика», Мадина Имангали (7 класс школа-лицей №6, Алла Абдрахманова) – «История, краеведение», Андрей Пирог и Александр Муляр (6 класс, ОСШ №3, Динара Малкаулова) – «Медицина, психология, экология».
Обладатели III места: Даниил Соколов (2 класс, ОСШ №3, Ирина Карагодина) – «Физика, космос», Айзере Галимова (2 класс, ОСШ №4, Нургуль Калмакова) – «Химия, биология», Гайдар Зинеденов (7 класс, школа-лицей №6, Гульайым Таурбаева) – «Химия, биология», Альбина Хасанова (6 класс, Бурлинская ОСШ, Жанна Махметова) – «Технология и искусство».
Дипломы за участие получили Ислам Исламбеков (6 класс, ОСШ №8, Алмагуль Балмашева) – «Математика, прикладная математика», Айдар Канапия (3 класс, Кентубекская ОСШ, Гульнара Есенбаева) – «Информатика, ротоботехника, STEM инженерия».
- Жюри задавали разные вопросы – по проекту и не совсем. У нас, например, спрашивали о том, знаем ли мы что такое сколиоз и плоскостопие. Естественно, мы с Сашей (партнером по проекту) знаем, ведь об этом наш проект «Влияние веса школьного рюкзака на здоровье подростка». Наш руководитель Динара Наурызбаевна Малкаулова помогла с подготовкой плана работы, давала дополнительные задания, если не хватало информации. Мы ходили к врачам, ходили в СЭС. Еще проводили контрольные взвешивания рюкзаков в разных классах. Самые тяжелые рюкзаки, кстати, у одиннадцатиклассников и первоклашек. А вот в нашем 6 классе все по санитарным нормам. Вообще мне нравятся такие конкурсы. Мы с Сашей и Динарой Наурызбаевной уже второй командный проект делаем, - поделился впечатлениями учащийся ОСШ №3 Андрей Пирог.
Конкурс, который призван стимулировать детей на самообразование и большие свершения, оправдывает себя полностью. Уже сейчас эти дети задумываются о будущих профессиях, а благодаря конкурсу имеют возможность погрузиться в любимую среду – экологию, медицину, космос, исскуство и т.п. И пусть не все из них станут в будущем учеными, но заложенные знания и развитый потенциал станут отличным вкладом в будущее нашей страны.
Мария Пирог,
Бурлинский район