4.09.2020, 15:06
Просмотры: 824

Читайте детям сказки

Как-то в новостной ленте ФБ появился пост о вреде чтения книг, точнее о их бесполезности. Автор на полном серьезе рассуждал о ненужности чтения, особенно художественной литературы. Прочитал, усмехнулся, и забыл. Спустя некоторое время в поисках информации в Интернете наткнулся на другой подобный пост, потом на целый сайт, где довольно аргументированно приводились доводы о бесполезности чтения книг для развития человека. Решил в поисковиках забить вопрос «о вреде чтения». Google дал 1,5 млн результатов, Яндекс – 14. Конечно, не все они именно о вреде чтения как таковом, но результаты все равно заставляют задуматься.

ertegi

Не будем сейчас говорить о том, почему появляются подобные материалы – это тема отдельного разговора. Поговорим о влиянии чтения на человека. Для начала взглянем на аргументы, приводимые сторонниками бесполезности художественной литературы и ее чтения? Как правило, берутся широкоизвестные высказывания о пользе чтения литературы и приводятся возражения, но не только.

Итак. «В жизни есть более полезные занятия, чем окунаться в выдуманный мир выдуманных персонажей!». «Художественная литература создает искаженную картину реального мира и уводит в мир иллюзий». «Из умной книги можно почерпнуть много полезного, из глупой – много глупостей, а глупых книг гораздо больше, чем умных». «Утверждения: «Шедевр!», «Лучшая книга всех времен и народов» и другие – это всего лишь бизнес для издательств». «Гораздо эффективней для развития посмотреть познавательный фильм, ролик, чем читать толстенную книгу». Выглядит довольно убедительно. Но давайте на проблему пользы или бесполезности чтения литературы взглянем немного с другой стороны.

С момента своего рождения человек начинает познавать мир. Сначала на уровне органов чувств: запахи родных людей, их голоса, облик. Потом подключается рассудочная деятельность: больно – приятно, высоко – низко, можно – нельзя. Эти же этапы проходят и животные, но человек в своем умственном развитии идет дальше них благодаря воспитанию (не зря в детском саду не учитель, а воспитатель). Чем может обернуться отсутствие человеческого воспитания на этом этапе жизни, говорят истории так называемых «маугли» – детей, росших среди диких животных. Впоследствии они так и не смогли адаптироваться в обществе людей. Так что Маугли и Тарзан – это то, что противники литературного чтения называют «выдуманный мир выдуманных персонажей».

В процессе воспитания большую роль играет рассказывание или чтение детям сказок и различных историй. Рассказывание, также как и чтение, заставляет работать воображение, а картинка в книжке, иллюстрирующая рассказ, направить это воображение в определенное русло. Поэтому при слове «колобок» в нашем сознании возникает нечто круглое, с румяными щеками и большой улыбкой, а не овальное, одноглазое и злое.

Получается так, что во время слушания сказки, особо не напрягаясь и специально ничего для этого не делая, ребенок создает в своем воображении образы, которые в этом воображении еще и действуют. Какие это будут образы и как они будут действовать зависит от того, что мы им рассказываем или читаем.

Мы все замечали, какие наши дети фантазеры. Они придумывают истории, якобы произошедшие с ними. Порой эти истории не только удивляют нас, но и вызывают раздражение, как явная ложь, особенно если ложь касается вас. Этому есть объяснение. Способность к воображению, если ее поддерживать рассказом или чтением сказок, будет развиваться. Сначала это просто образы, затем воображаемым образам (и не только) придумываются воображаемые действия в воображаемом месте. Так, по-особому, у ребенка начинает развиваться логическое мышление. Если есть игрушечный домик, то в нем кто-то должен жить, а этого кого-то надо обязательно кормить печеньками. Да мало ли что придумает ребенок! Ничего страшного в этом нет, на то и существует процесс воспитания, когда учат переносить логику из сферы воображения в реалии жизни.

Поэтому мы должны часто читать детям вслух. Читать им то, что их радует. Продолжать читать даже тогда, когда они сами научились это делать.

Просмотр мультиков, фильмов или видеороликов развитию воображения и логики практически не способствует, так как задействованы только зрительные и слуховые области мозга. При этом стремительно развивающийся сюжет, в котором персонажи живут на экране своей жизнью, практически не оставляет время на осмысление происходящего. Грубо говоря, мы просто поглощаем уже готовый продукт. Вот и получается, что получение информации через видеоряд можно сравнить с процессом потребления, а чтение или прослушивание с мыслительным процессом.

После воспитания начинается процесс обучения – школа. Здесь объяснения учителей (прослушивание) сочетаются с самостоятельным чтением, т.е. продолжается развитие воображения и логики. Школа рекомендует, что читать ученикам из художественной литературы. Зачастую произведения из школьной программы не всегда соответствуют интересам и запросам подростка. И вот тут наша задача ненавязчиво помочь сориентироваться, но только помочь, а окончательный выбор должен оставаться за ним самим. Если они хотят читать другие, не рекомендованные вами книги, то пусть читают (кроме книг с пометкой ограничения по возрасту). Банальная для вас тема еще не избита и не затаскана для подростка, так как он открывает ее для себя впервые. Да и вкусы у нас всех разные, иначе бы не было такого разнообразия жанров в литературе.

Возникает вопрос: а для чего вообще нужно развивать воображение, ведь не каждый станет заниматься творческими профессиями. Не все так просто, как кажется на первый взгляд. Китайцы, например, на определенном этапе своего бурного экономического развития посчитали, что есть определенная связь между научной фантастикой и IT-технологиями.

В 2007 году они провели свой первый конвент по научной фантастике. Журналисты поинтересовались у официального представителя власти: как же так, долгие годы научная фантастика в стране не одобрялась и вдруг форум с международным участием? Ответ оказался неожиданным. Современные китайцы могут создавать великолепные вещи, если им дадут схемы, но очень редко что-то улучшают и придумывают сами, то есть не изобретают. Наследники цивилизации, подарившей человечеству в древности массу изобретений, вот почему они послали делегации в Apple, Microsoft, Google и другие IT-гиганты, чтобы расспросить людей, которые разрабатывают новые технологии, о них самих. После анализа интервью обнаружилось, что многие из разработчиков в детстве читали научную фантастику. С тех пор конвенты по научной фантастике в Китае стали ежегодными, а в книжных магазинах неизменно присутствуют фантастические произведения.

Другой пример. Исследование, проведенное в университете города Торонто, показало, что респонденты, читающие художественные рассказы, обладают более широким кругозором, чем их ровесники, читающие только профессиональную литературу. В исследовании говорится: «Хотя чтение профессиональной литературы помогает студентам узнать больше о том или ином предмете, оно не всегда учит их мыслить об этом предмете. В результате, например, доктор, обладающий энциклопедическими знаниями о том или ином заболевании, может настаивать на своем диагнозе, не замечая дополнительных симптомов, указывающих на иную проблему».

Решение читать или не читать художественную литературу взрослый человек принимает сам, и переубеждать его в чем-то не имеет смысла. А вот детям читать обязательно надо, а когда они сформируются как личность, то примут решение сами.

В заключение приведу слова Альберта Эйнштейна. Однажды его спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был прост: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок». Он то наверняка, понимал ценность воображения.

Николай Берендяев,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице в Instagram и нашем Telegram-канале

 

 

 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале