21.05.2020, 10:13
Просмотры: 70

Так кому должно быть стыдно???

Не зря великий Абай порицал лень, именно это качество, к сожалению, часто встречается в наших мужчинах. Без зазрения совести представители сильного пола живут на адресную социальную помощь, а в режим чрезвычайного положения изощрялись, чтобы получить пресловутые 42 500 тенге. Да, есть действительно нуждающиеся, но большинство даже не пытаются работать, предпочитая плыть по течению. А так ли необходимы мигранты, почему гастарбайтеры составляют конкуренцию работникам физического труда?

жұмыссыз

Не секрет, что во многих регионах востребованы рабочие из Узбекистана. Их нередко привлекают к возведению частных домов. Почему наши предприниматели предпочитают нанимать мигрантов, а не местных жителей? Потому что наши мастера, по мнению работодателей, слишком много просят за свою работу и ленивы. А гастарбайтеры – люди зависимые и готовы выполнять такой же объем за ту же цену. Тем более выполняют свою работу качественно и используют рабочее время максимально эффективно, никуда не отпрашиваясь и не отлучаясь, в отличии от местных жителей, у которых через день то юбилей, то свадьба, то поминки. Сельчане умудряются отпроситься на день, а заявиться на работу через три дня. А уж если получат деньги, то их и след простыл. Бригады строителей и плотников, а чаще разнорабочих из Узбекистана - обычное явление не только на частных объектах: домах, магазинах и банях. Гастарбайтеров предпочитают и серьезные фирмы, специализирующиеся на строительстве и производстве стройматериалов, на предприятиях по обработке кожи, на рынках, в пекарнях. Дешевая, к тому же качественная рабочая сила востребована.

Чтобы прокормить семью, мигранты из Узбекистана пересекли границу и работают в одном из отдаленном районе – Бокейординском. Браться за любую оплачиваемую работу и готовность работать в любых условиях – качества, присущие узбекским рабочим. Это ни в коем случае не умаление качеств наших соотечественников, а всего лишь констатация имеющихся очевидных фактов.

В ходе открытого акимата, на личный прием к акиму приходят немало безработных граждан, многие из них имеют при себе следующие отговорки: «Я не подхожу для общественных работ. У меня высокое давление. Мой брат болен. Для меня было бы лучше иметь работу в качестве оператора или охранника». Но и работа оператора сезонная и вакантных мест не так много.

– В 2018 году в районе было зарегистрировано 354 безработных лиц мужского пола, восемь из которых отказались от государственных вакансий. В 2019 году зарегистрировано 392 мужчин, семеро из них написали письменный отказ от предложенной вакансии, – сообщил специалист районного центра занятости Медет Анесов.

Возможно, их не устраивает зарплата, выплачиваемая государством, а работать в поте лица в качестве рабочего в крестьянском хозяйстве – не для них. Но как гласит известная пословица: «Без труда не выудишь и рыбку из пруда». Предпринимательница из Сайхина Мария Жаксыгулова отметила, что предлагает зарплату в 100 тысяч тенге плюс 20 тысяч премии ежемесячно за работу продавца в свой магазин, но желающих нет. И главы крестьянских хозяйств сетуют, что не могут найти трактористов и рабочих на весенне-полевые работы за оклад в 100 тысяч тенге. Марал Абуов пробовал работникам доплачивать к окладу 50 тысяч тенге, к тому же помогал запастись сеном на зиму – безрезультатно. Сельчане не хотят попросту трудиться, к тому же опасаются того, что им перестанут выплачивать адресную социальную помощь, поэтому проворонили немало вакансий с хорошим окладом. К примеру, в прошлом году, для внутренней отделки домов, построенных для социально уязвимых групп населения, привлекались, в основном, приезжие простые рабочие из соседних районов. И сегодня на стройке, начатой частным предпринимателем в районном центре, задействованы не местные жители, а граждане из Узбекистана. Бригадир Шерзат Аллаберганов рассказал, что с детства жил очень бедно, в Узбекистане трудно найти хороший заработок и он уже 10 лет работает в других странах, чтобы прокормить семью.

– В нашей семье шесть сыновей и одна дочь. Отец рано покинул нас. Пришлось работать со школьной скамьи, чтобы сводить концы с концами. Как начинались каникулы – собирали всей детворой хлопок. Оплачивался наш труд низко, но куда было деваться. Для сравнения, в пересчете на сегодняшние деньги, за один килограмм хлопка платили всего 40 тенге, который к тому же очень легкий по весу. После окончания школы представилась возможность работать на стройке в Москве и я, не задумываясь, воспользовался ею. С тех пор прошло немало времени, я начал простым помощником, сейчас – бригадир, – рассказал строитель.

Как признался Шерзат Аллаберганов, самый большой заработок в его жизни – 11800 долларов США. Такую сумму он заработал за четыре месяца.

– В то время мы работали в Сергиевом Посаде, под Москвой – строили новый подвал в старой христианской церкви. Это здание исторической важности, поэтому и оплата была хорошей. Думаю, что ручной труд будет цениться всегда. Это была моя первая работа в качестве строителя, и очень ответственная, мне пришлось нелегко. Тем не менее за короткое время мне удалось заработать неплохие деньги. Впоследствии, я работал в самой Москве, затем в Атырау, Қульсары, но заработок был уже намного меньше, – сказал Шерзат.

Строитель сильно скучает по родине, по своей семье. У него растут двое сыновей. Старшему 10 лет, младшему – 5. Он с грустью отметил, что ради того, чтобы обеспечить достойную жизнь своим детям, пропустил самые дорогие моменты в жизни – их первые слова и шаги.

– Иногда приходит мысль все бросить и уехать домой. И ностальгия по родине берет свое. Но я осознаю, что все, что делаю сейчас, я делаю ради своих детей. Моим присутствием они сыты не будут, я это хорошо понимаю. Я не вижу своих родных по полгода, но поддаваться слабости не имею права. В Узбекистане можно найти работу. В Хорезме, где я живу, есть завод по сборке экскаваторов и автомашин, к тому же много швейных цехов. Но устроиться туда трудно. Требуется специальное образование, а зарплата маленькая. Да, государство выделяет соцпособие. Но что можно купить на 20 тысяч тенге, в переводе на ваши деньги. И это пособие выделяется не на одного человека, а на всю семью. Некоторые семьи и его не получают, – рассказал Шерзат. – Что касается частного предпринимательства, с этим у нас все печально. От государства нет никакой поддержки. Даже при наличии бизнес-плана можно лишь получить кредит с процентной ставкой от 23 до 28%. И то выдается он не деньгами, а продукцией. К примеру, если ты решил открыть продуктовый магазин, тебе просто выдадут продукцию через оптовые магазины. То есть ты будешь вынужден продавать то, что тебе выдало государство. Если, к примеру, купить товар на свои личные деньги, то налоговая ставка будет сильно завышена. Захочешь крестьянское хозяйство открыть, скот разводить – так у нас простому гражданину землю не выдадут. Приходится весь скот держать в сарае. Пастбищ у нас нет, в связи с этим остро стоит вопрос заготовки сена и корма для скота. В Казахстане нет таких проблем. Государство выдает и гранты, и землю, и кредиты.

Когда я спросил Шерзата, долго ли он намерен скитаться по чужбине в поисках заработка, он заметно призадумался.

– Планирую, что это моя последняя «командировка» в чужой стране. За эти 10 лет неустанного труда, когда я буквально недоедал, недосыпал, я накопил достаточно денег, чтобы открыть небольшой бизнес в родном городе. Приобрел здание, в котором будут открыты небольшой магазинчик, парикмахерская и другие отделы для бизнес-проектов. Как закончится строительство, сразу же вернусь на родину. Буду сам себе хозяин, думаю я заслужил это, – сказал  Шерзат.

По его словам, на этой стройке за свой труд он получает 280 тысяч тенге.

О документах и условиях труда мигрантов рассказала частный предприниматель Бибигуль Жумагулова.

– В первое время я искала строителей среди местных жителей. Я готова была выплачивать эту же зарплату своим односельчанам, мне это было намного выгоднее и удобнее. Ведь не пришлось бы тратить время и деньги на продукты, оформление документов. Но, к сожалению, я не смогла найти желающих работать ни в родном районе, ни в областном центре. Кто-то ссылался на отсутствие времени, с кем-то мы не смогли прийти к обоюдному согласию насчет заработной платы. К моему счастью, нашлись такие достойные труженики как Шерзат. В настоящее время все документы оформлены согласно требованиям закона, выплачиваются пенсионные начисления, – отметила Бибигуль Жумагулова.

Слава богу, что в нашей стране есть возможность зарабатывать неплохие деньги и жить не бедствуя. Мы, как наши соседи-узбеки не скитаемся на чужбине, не видя долгими месяцами свою семью. Но, сравнение явно не в пользу наших мужчин – если Шерзат, заработав приличную сумму за 10 долгих лет тяжелого труда, хочет открыть свой бизнес в родном Узбекистане и не работать на «дядю», то наши соотечественники сидят и уповают на АСП, как на милостыню, благополучно отсиживаясь дома.

Так кому должно быть стыдно???

Еркебулан Бисенгалиев

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале