В казахской степи традиционный ислам призывал людей к терпимости и милосердию. Большинство поэтов, писателей, ученых обучались в медресе, в совершенстве владели арабским языком.
Священнослужители регистрировали рождение младенцев, обучали детей грамоте, исцеляли больных людей, регистрировали сбор налогов, разъясняли населению правовые нормы, представляя собой самую образованную и культурную ячейку общества.
Историю развития ислама в Казахстане на онлайн-конференции на тему религиозного экстремизма, организованной Центром изучения проблем религий осветил религиовед, историк Центра оказания помощи пострадавшим от влияния деструктивных религиозных течений «Шапағат» по Атырауской области Ернар Абзалов.
- Исламизация на территории Казахстана проходила постепенно, на протяжении многих столетий. Уже к концу X века ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье. В ХV веке, во время правления Жанибека и Керея, ислам был признан официальной религией Казахского ханства. В 1782 году российской императрицей Екатериной ІІ был учрежден муфтият в Уфе, а в 1788 году было создано Оренбургское магометанское духовное собрание. Религиозно-образовательная система на территории Казахстана была очень сильной. В медресе «Галия» обучались алашординцы, писатели. Религиозное образование получили Алихан Букейханов, Гумар Караш и многие другие. Известный педагог, просветитель Ибрай Алтынсарин участвовал в строительстве медресе, помогая строить новое здание и общежитие при нем. Абай Кунанбаев учился в Семипалатинском медресе, - отметил Ернар Абзалов.
Традиционная религия вдохновляла образованных и талантливых людей на творческие поиски и учила добру, всепрощению и милосердию в отличие от современных модернизированных течений. Религиозные деструктивные течения представляют угрозу безопасности всего человечества и Казахстан в этом плане не исключение. О религиозном экстремизме в Казахстане и Центральной Азии, а также политизации ислама рассказал политолог, востоковед, общественный деятель Расул Жумалы. По словам ученого, корни ваххабизма были заложены еще в XVIII веке арабским теологом Мухаммадом Ибн Абд-аль-Ваххабом, который решил очистить ислам от нововведений. Движение сыграло огромную роль в освободительной войне против Османской империи. В 1744 году Мухаммадом Ибн Абд-аль-Ваххаб и эмиром Эд-Диръии Мухаммадом Ибн Саудом было создано ваххабистское государство - Дирийский эмират. Последователи ваххабизма на современном этапе отступают от предназначения обогащать духовный мир человека, ваххабизм представляет собой модернизированное направление. В целях избежания ошибок религию нужно прежде всего тщательно изучать, как и любую науку. Человека с правильной точкой зрения и мировоззрением невозможно сбить с пути истинного.
Светлана Аманова,
zhaikpress.kz