31 мая – День памяти одной из самых трагических страниц истории Казахстана – массовых политических репрессий и ужасающего голода, повлекшего гибель миллионов человек.
Напомним, эта дата отмечается в Казахстане с 1997 года. По разным данным, в годы сталинского режима было репрессировано более 100 тысяч казахстанцев, из которых был расстрелян почти каждый четвертый. В конференц-зале ЗКУ имени М.Утемисова состоялась научно-практическая конференция «Тарих пен тағдыр», в рамках которой выступили с докладами ученые-историки, члены региональной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий.
– Глава государства Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости провести работу по восстановлению правдивой истории тех лет. По его поручению на республиканском уровне была создана комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. Также в каждом регионе созданы территориальные комиссии, которые разработали план мероприятий по координации взаимодействия между всеми службами и архивами. В состав комиссии вошли ученые, краеведы, общественные деятели. Общественные исследователи работали в архивах и исследовательских центрах города Алматы и выявили множество интересных фактов. Научные статьи были опубликованы в республиканских и региональных изданиях. В настоящий момент в Генпрокуратуру направлен список из 1414 человек для реабилитации жертв политических репрессий. В этом году Комитетом по правовой статистике и специальным учетам совместно с филиалом принято решение о реабилитации еще 1559 человек, – отметил заместитель акима области Бакытжан Нарымбетов.
Безусловно, от массовых политических репрессий пострадали все без исключения народы бывшего СССР. Но для нашей нации этот период истории оказался особенно трагическим. Вся интеллигенция была беспощадно и жестоко расстреляна, а от голода погибло около трети населения Казахстана. Среди них – Ахмет Байтурсынов, Алихан Бокейханов, Мыржакып Дулатов, Мухамеджан Тынышбаев, Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин, Ильяс Жансугуров, Беимбет Майлин, Санжар Асфендияров, Султанбек Ходжанов, Турар Рыскулов, Смагул Садвакасов, Абдрахман Байдильдин и другие. Позже выяснилось, что большинство дел против этих людей были сфабрикованы.
– Работа данной комиссии стартовала в прошлом году, сейчас ведется активная работа в архивах Казахстана и РФ. В ходе работы были обнаружены новые факты, новые имена. Наша задача – восстановить архивные документы и правдивые события ушедшего столетия, восстановить полную историческую картину тех лет, – поделился краевед, член региональной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий Айбулат Курумбаев.
После смерти Сталина все политические дела были пересмотрены, многие осужденные были освобождены из мест заключения, а те, кто был расстрелян или умер в лагерях, были реабилитированы посмертно. В конце 1928 года по различным обвинениям были арестованы все активисты партии «Алаш», которых назвали «буржуазными националистами», и другие видные деятели из числа казахов. Многие из тех, кто не был расстрелян и не умер в лагерях после этой волны репрессий, были 1930-х годах обвинены повторно, и также расстреляны или получили большие сроки заключения. Применялась также ссылка в другие регионы Союза. Наибольший размах и жестокость отличают репрессивную кампанию, начавшуюся в период руководства республикой Голощекиным. Связано это было с форсированным переводом кочевых казахов на оседлость и коллективизацией, которые привели к национальному бедствию – массовому голоду и гибели людей в конце 20-х и начале 30-х годов прошлого столетия. Кроме того, множество семей были вынуждены покинуть пределы Родины и оказались в соседних странах.
– В истории нашей страны массовые репрессии сталинского периода сыграли особую роль. На территории Казахстана находилось множество учреждений системы Главного управления лагерей и мест заключения, которое сокращенно называли ГУЛАГ – АЛЖИР, Степлаг, Карлаг. Республика практически превратилась в одну большую тюрьму. За годы репрессий в лагеря Казахстана было отправлено из всех республик СССР более 5 млн человек. Акмолинский лагерь жен изменников родины, контингент которого составляли жены осужденных за политические преступления. Женщин привозили в АЛЖИР со всех концов мира: Москвы, Ленинграда, Украины, Грузии, Армении, Средней Азии. Заключенные Карлага были заняты в сельскохозяйственном и индустриальном производстве. За время его работы в Карлаге побывало более миллиона человек. Во всех лагерях, расположенных в Казахстане, была высокая смертность. В настоящий момент нами проводится большая работа по сохранению памяти о тех, кто пострадал от тоталитарного режима. Сегодня же, мы, независимые люди, помним и чтим память погибших в АЛЖИРе, Карлаге, Степлаге и всех репрессированных, – рассказала кандидат исторических наух, алашавед, член региональной комиссии Альфия Байбулсинова.
Перизат Баймагамбетова,
zhaikpress.kz