Представители экспертного сообщества и Союза родителей высказались о недавних нововведениях в продолжительности учебного года, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Президент Казахской лиги экспертов образования Гульнара Абишева отметила, что аргументация Министерства просвещения касательно продления учебного года до конца мая с приведением опыта европейских стран является натянутой, так как не учитывает наши особенности и условия. По ее словам, в этих странах нет двухсменных школ и переполненных классов с 40 учениками. Кроме того, необходимо учитывать климатические условия на юге страны, когда в конце мая в Шымкенте, Таразе и Кызылорде температура воздуха может подниматься до 40 градусов, а большинство школ не оборудованы кондиционерами. В таком случае ученики в школе будут мучиться от жары.
"Нужно не увеличение числа учебных недель, а более рациональное использование имеющегося у нас времени. В прошлом мы всегда использовали это время неправильно. К примеру, в сентябре практически два месяца у школьников пропадает, потому что еще нет расписания и не распределена нагрузка учителей. Пока устанавливается рабочее расписание, у учеников часто не бывает уроков. Так же и в мае: школьники фактически занимаются только до 9 мая. После этого во многих классах они просто просиживают часы, ожидая, когда уже наступит 24 мая. Забирать дни от осенних и зимних каникул плохо, потому что за эти дни ученики с родителями могут не успеть съездить куда-нибудь на отдых. На это просто не хватит времени. Если правильно организовать учебно-воспитательный процесс, то не будет необходимости в сокращении каникул", - добавила Гульнара Абишева.
Эксперт отмечает, что одним из главных аргументов в пользу увеличения учебного года в министерстве называют внедрение пятидневки во всех школах. Однако, по ее словам, это вызовет проблемы при выполнении типовых учебных планов (ТУП). Фактически десять дополнительных учебных дней должны компенсировать 36 суббот, которые хотят освободить от уроков. Чтобы не потерять в учебной программе, директорам школ придется выбирать между полным и сокращенным учебным планом.
"Если они выберут полный ТУП, то по нему, к примеру, у девятиклассников должно быть 33 часа в неделю, не считая четырех часов факультативов. Чтобы уложиться в пятидневку, в день у них должно быть по 8-10 уроков. Таким образом, занятия продлятся до 14:30, а во многих школах в это время уже должна учиться вторая смена. Чтобы уложить расписание в две смены, придется перейти на сокращенный вариант ТУП, а это всего 24 часа в неделю. Однако в этом случае в 9-м классе останется всего по одному часу математики, физики, географии и других предметов в неделю. Таким образом, это отразится на качестве обучения, и, кроме того, значительно уменьшится нагрузка учителей, от размеров которой зависит их зарплата", - отметила глава ассоциации экспертов образования.
Гульнар Абишева отметила, что само по себе продление учебного года не даст никаких качественных изменений в обучении. Для этого министерству и его региональным структурам необходимо было продумать, как эти дополнительные часы использовать. Они должны были дать школам календарно-тематические планы.
"В школах должны знать, на какие именно темы нужны дополнительные занятия. Как их раскидать по предметам. В старших классах, к примеру, может понадобиться больше уроков для изучения логарифмов или тригонометрии. Но сейчас непонятно, на что именно учителя их будут тратить. Пока что кажется, что каждый преподаватель может использовать эти дополнительные уроки как хочет. Учителя очень разные, и есть вероятность, что где-нибудь в поселках детей на эти две недели просто посадят решать задачки. Грубо говоря, ученики могут просто просиживать штаны и не получить никакой пользы. Не каждый учитель так переживает за свой предмет и будет выискивать из программы темы, которым нужно уделить особое внимание. Большинство пойдут по легкому пути, так как нет календарного плана и разделения часов. Любые такие новшества должны иметь под собой четкую аргументацию, с расчетом нагрузки на детей, количества часов на каждого преподавателя и так далее. В этом случае не видно, чтобы была проделана такая работа", - добавила президент Казахской лиги экспертов образования.