Мы знаем из истории, что наука в средние века находилась под сильным влиянием церкви и стала развиваться только в период становления капитализма как производительная сила капитала. А наука Исламского Востока, наоборот, достигла наивысшей степени развития в эпоху, называемую «Золотой век Ислама» (750-1258 гг.)

Однако сегодня мусульманский мир вносит незначительный вклад в науку. О том, как отражается уровень образования, грамотность населения на развитии религиозного сознания рассказали на областном семинаре для религиоведов в рамках проекта «Дін мәселелері бойынша білікті мамандар дайырлау». В семинаре участвовали специалисты центра изучения проблем религии, теологи, ученые, представители СМИ и т.д.
По словам религиоведа Далелхана Оспанова, одной из острых проблем, с которыми сталкиваются страны Ближнего Востока в начале ХХІ века, является неграмотность населения.
– Мы находимся в зависимости от западных технологий, хотя гордимся тем, что нашими предками были такие светила науки, как Аль-Фараби, Ибн Сина и т.д. Но тем не менее в сравнении с арабскими государствами, у нас делается все для развития науки, в том числе и теологии, работают центры изучения проблем религии, ведется разъяснительная работа с населением об уголовной ответственности за разжигание религиозной вражды (ст. 174 УК РК) и за пропаганду терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма (ст. 256 УК РК). У нас нет проблем с образованием, но есть другое слабое звено – идеология. Необходимо больше внимания уделять воспитанию казахстанского патриотизма, – отметил Далелхан Оспанов.
– Наука о религии во всем мире находится в состоянии смятения, к примеру, невозможно дать объяснение, почему мусульмане воюют друг с другом. Возникает проблема: как поднять образование и культуру в арабском мире, чтобы не было вражды между людьми, ведь религия прежде всего учит добру и милосердию, в ней нет места злу и насилию. Что касается нетрадиционных течений в Казахстане, то их ряды обычно пополняют социально уязвимые слои населения, а также бывшие заключенные либо бывшие сотрудники силовых структур. И это неудивительно, потому что именно эти категории людей остаются всегда в тени, они как бы изолированы от общества. На них мало кто обращает внимания и легче всего завербовать именно таких людей. В истории Саудовской Аравии в 1979 году имел место вооруженный мятеж под предводительством Джухаймана аль-Утайби, впоследствии подавленный при помощи французских войск. Так вот, Джухайман аль-Утайби оказался в прошлом сотрудником Национальной гвардии Саудовской Аравии. Чтобы подобное не повторилось, мы должны вести идеологическую работу со всеми категориями населения, в том числе и бывшими госслужащими, так как нет гарантии, что они не примкнут к салафитам. Как бы горько это не звучало, но в числе тех, кто вливается в ряды салафитов, есть и бывшие сотрудники силовых структур. Причина кроется в том, что выйдя на пенсию, люди, привыкшие исполнять приказы, будут подчиняться любому приказу, в том числе и соблюдению внешней атрибутики в одежде и т.д.
Что касается ношения хиджаба в школе, то это очень щепетильная тема. Сами родители говорят, что их дети готовы снять хиджаб в случае, если это запрещено законом. Дело в том, что в законодательстве этот запрет четко не прописан. Требования к одежде должны быть едиными для всех: как можно требовать с одних учениц снять хиджаб, если другие ходят в мини-юбках или трико? Это недопустимо, поэтому мы разъясняем директорам школ, что одежда школьников должна быть классической, не узкой и не широкой, без религиозных атрибутов, опрятный внешний вид – без макияжа и окрашенных волос, без татуировок, серег в ухе (у мальчиков) и металлических изделий. Сами учителя должны быть примером в ношении одежды. Кроме того, сейчас в стране широко распространяются проповеди, не имеющие отношения к традиционной религии, поэтому советую молодежи быть крайне бдительными и не распространять информацию, в том числе видео- и аудио- материалы, взятые из интернета. В случае распространения любой недостоверной информации предусмотрена уголовная ответственность, – резюмировал лектор.
Интересным был доклад и известного казахстанского религиоведа Балгабека Мырзаева, который говорил о религиозном невежестве и о том, что радикальные идеи популярны среди молодежи.
– Деструктивная религиозная организация – это структура, представляющая угрозу законным правам и свободам человека, распространяющая радикальные религиозные идеи и разрушающая духовное, психологическое и физическое здоровье человека, причиняющая материальный ущерб, подвергающая сомнению устои государственности, разжигающая международные и межрелигиозные конфликты, не признающая традиционные семейные ценности и побуждающая к отказу от гражданского долга. А теперь попробуем нарисовать собирательный образ фанатично настроенного новоявленного верующего. Чаще всего это молодой человек или девушка с затаенной обидой на общество, или испытывающий внутренний конфликт в данный период, или же оказавшийся на обочине жизни. Согласитесь, сложно завербовать человека успешного, довольного своей жизнью во всех смыслах, то есть не только финансово, но и морально удовлетворенного. Рьяно защищая идеи своих «ұстазов», чаще зарубежных, они ведут довольно популистский образ жизни. Их внешний вид, одежда чаще всего отличается от привычной. Это и те самые короткие штаны, уже ставшие притчей во языцех, и устрашающе черные накидки, укутывающие женщин по глаза, и другие элементы гардероба, весьма недвусмысленно говорящие о религиозной принадлежности человека. При этом следует отметить, что поведение, разговор, стиль общения также становятся нарочитыми. Конечная цель последователей деструктивных течений – установление халифата, но, привлекая молодежь, они никогда не раскрывают истинную цель своей вербовки. Они делают все, чтобы уничтожить наш язык, культуру, обычаи и традиции, яркое свидетельство тому пропаганда в соцсетях: «Домбра – харам», вызвавшая общественный резонанс. В противовес этому представители ДУМК ответили: «Для казахского народа, который веками следует исламу, домбра является нашим национальным инструментом – через песни и звуки домбры людей приобщают к вере, добру, человечности, учат защищать родину, уважать родителей».
Молодости присущ максимализм. Если вы углубитесь в историю, увидите, что именно молодые люди были движущей силой во многих начинаниях. Кроме того, воспитанные в эпоху советского атеизма родители молодых не смогли дать хотя бы базовых знаний по религии. Как следствие, диалог между поколениями прерывался, и близкие люди оказывались по разные стороны. К тому же многие деструктивные течения учат своих приверженцев отрекаться от родных, если те не следуют за ними в эти течения. Убежденные в своей избранности, «чистоте» своих новых учителей, они начинают отторгать привычную жизнь, и родных в том числе. Еще раз повторюсь, что первопричина этого – религиозная неграмотность. В качестве примера возьмем теракты в Актобе 2016 года. Их в принципе можно было предупредить, ведь начиналось все с малого: молодые люди подошли к зданию акимата и срубили елочки, проявляя тем самым агрессию в канун новогодних праздников. Если бы вовремя обратили внимание на эти мелочи, беды можно было избежать. Нередко радикальные течения призывают верующих к войне, мотивируя и маскируя свои истинные причины под словом и понятием «джихад». Сотни видео- и аудиоматериалов выкладывают и новоявленные строители халифата. Печально, что на удочку псевдогероев попадают религиозно неграмотные люди, в том числе и наши соотечественники. В порыве чувств, поддавшись эмоциям, они пополняют ряды заблудших, очень поздно понимая, что стали всего лишь разменной монетой в большой политической игре…
Надо отметить, что религия и наука оторваны друг от друга, так как псевдосунниты не заинтересованы в ее развитии, ведь управлять неграмотными фанатами проще простого. Если вспомнить историю, то тормозили развитие науки именно проповедники: католики погубили итальянского ученого Джордано Бруно, причинили страдания Галилео Галилею и таких примеров немало. Разрушение обсерватории Улугбека также тормозило развитие математики, астрономии и т.д. Поэтому работа теологов должна основываться на исторических сведениях об акынах, батырах, получивших образование в медресе, грамотных в религиозном отношении. Хочу отметить, что истинная вера всегда скромна. Человек, имеющий в сердце свет истинной веры, неважно какой конфессии, никогда не будет кричать всем об этом, бить себя в грудь, доказывать правоту в своем веровании. И тем более, ненавидеть всех других, непохожих на него, – резюмировал Балгабек Мырзаев.
Светлана Аманова,
газета "Приуралье"