Главой государства К.К. Токаевым недавно подписан Закон «Об общественном контроле», цель которого – участие граждан в управлении делами государства и вовлечение их в процесс общественного контроля.
В ЗКО общественные организации и граждане с активной гражданской позицией занимаются мониторингом дорожной отрасли и им удается выявить множественные нарушения. Важным моментом в борьбе с некачественными дорожными работами является активизация граждан и повышение их правовой грамотности. Усиление роли общества и создание правовых механизмов для контроля деятельности госорганов может способствовать улучшению ситуации. Представитель Западно-Казахстанского филиала РОО «Әділдік жолы», эксперт Коалиции «Kun Jarygy» и член областного общественного совета Бауыржан Ахметжан рассказал, что по итогам проведенного экспертами мониторинга выяснилось, что за последние четыре года в ЗКО было выделено более 35 миллиардов тенге на ремонт, реконструкцию и строительство автодорог.
– Согласно данным управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, распределение средств на дорожные работы было следующим: 2020 год – 6,7 млрд тенге, 2021 год – 5,7 млрд тенге, 2022 год – 10 млрд тенге, 2023 год – 1,4 млрд тенге. Работами охвачено 88 объектов, но неравномерное распределение ресурсов вызывает вопросы. Например, в районе Бәйтерек было отремонтировано 16 объектов, в Таскалинском – 12, а в Бурлинском и Сырымском районах только 2 и 1 соответственно. Это может свидетельствовать о неравномерном распределении ресурсов между районами или о том, что акимы одних районов более активны в привлечении финансирования и проведении дорожных работ, – рассказал Б. Ахметжан. Он также отметил, что проведение независимого общественного мониторинга госзакупок может стать эффективным инструментом для борьбы с коррупцией и обеспечения качества выполнения работ. Активизация граждан и развитие понятия «конечный бенефициар госзакупок — народ» усилит роль общества и создаст правовые условия для усиления общественного контроля за деятельностью госорганов с целью повышения их открытости и эффективности.
– В августе этого года мы со своей командой успешно провели пилотный Курс независимого общественного мониторинга госзакупок, в котором приняли участие 16 жителей области. Это свидетельствует о заинтересованности населения и наличии требований к исполнительной власти у граждан, уставших от тотальной коррупции и беззакония. С экспертами Коалиции «Kun Jarygy» мы работаем на платформе мониторинга госзакупок Казахстана – www.prozakup.kz, участниками которой могут стать заинтересованные граждане после успешного прохождения всех этапов курса и обретения нужного опыта и знаний, – отметил Б. Ахметжан.
Пришла весна – асфальт растаял
К сожалению, несмотря на выделяемые миллиарды и ежегодное строительство дорог, их хватает ненадолго и вновь приходится расчехлять казну на ремонт. Общественники регулярно проводят мониторинг трасс и выявляют массу нарушений.
– За один год новый асфальт рушится буквально на глазах. Возможно, здесь усматривается коррупционное нарушение, поскольку должным образом не проводилась госэкспертиза. Может быть разрушение связано с некачественными материалами или технологией работ. В области на 60% дорог подрядчики — дорожные компании дают от 2 до 3 лет гарантии, но в некоторых случаях дороги разрушаются до истечения этого срока и снова требуется капремонт. Выездом в Теректинский район установлено разрушение асфальтового покрытия, уложенного в 2021-2022 годах и до наступления гарантийного срока эксплуатации. На участках 43-58 км дороги областного значения Теректі – Аксай уже появились поперечные и параллельные трещины и ямы, ремонт дороги за 828 млн тенге. Почти весь участок 73-82 км в больших ямах по бокам и по середине (сумма договора 518 млн тенге). Изучив ПСД и получив консультации экспертов, мы предполагаем, что новый метод асфальтирования – ресайклирование, который применили на этой дороге, не подходит к такому грунту, – говорит
Б.Ахметжан.
Выявить и помочь устранить причины, приводящие к разрушению свежеуложенных дорог могут эксперты Западно-Казахстанского филиала РГП «Национального Центра качества дорожных активов». Обладая должными компетенциями они способны следить за ходом работ и обеспечивать соответствие технологии. Но проблема в том, что на этом этапе они не вовлечены в контроль за данными работами.
Руководитель ЗКФ РГП на ПХВ «Национальный Центр качества дорожных активов» Абылайхан Алшинбаев пояснил, что ресайклинг – метод не новый, при соблюдении должной технологии позволяет значительно снизить затраты на ремонт дорог и увеличить межремонтные сроки.
Но все дело в том, что подрядные организации, возможно, не обладают соответствующими компетенциями, поэтому неправильно применяют данную технологию.
– Данный метод холодного ресайклинга давно и отлично себя зарекомендовал, в РК применяется с 2006 года, тогда были завезены первые единицы спецтехники – ресайклеры. Другое дело, что наши дорожно-строительные компании нарушают технологию и неправильно ее применяют. Применение и использование данной технологии было обусловлено тем, чтобы в максимально кратчайшие сроки привести нашу сеть автомобильных дорог в удовлетворительное состояние. Данный метод подразумевает устройство основания с добавлением нового инертного материала, то есть старое дорожное покрытие или основание вскрывается и перемешивается с новым материалом, специальной техникой ресайклером – дорожно-строительная машина с барабаном шириной два метра, может заглубиться от 10 до 40 см. Существующее покрытие или основание, пришедшее в негодность, а точнее имеющийся в нем инертный материал используется повторно, туда добавляется свежий инертный материал – шебень, отсев, цемент, в пропорциях, заложенных в технической документации проекта. Все это перемешивается ресайклером, профилируется автогрейдером и закатывается. При данном методе необходимо работать захватками, поточным методом, то есть, к примеру, взяли 1-1,5 км, произвели устройство основания данным методом, производим уходные работы, поливаем водой, катаем, то есть цемент дает свою реакцию, происходит гидратация, цемент здесь является минеральным вяжущим компонентом, происходит образование так называемого тощего бетона, за два-три дня он набирает прочность, затем его необходимо перекрыть асфальто-бетонной смесью. Почему важно делать небольшими захватками: потому что, как правило, в рамках среднего ремонта не предусмотрено устройство объездных дорог, и сброс транзитного транспорта не производится. И если будут захватки большими протяженностями, движущийся транспорт разобьет основание. Метод очень удобен и практичен тем, что используется существующий инертный материал, находящийся в основании, его не утилизируют, а вторично используют, уменьшается стоимость работ, ускоряется процесс, к тому снижается нагрузка на экологию. В целом одна средняя подрядная организация в день может устраивать до 1 км основания и после проведения уходных работ, набора прочности основания (3-4 дня), это если соблюдать технологию, вносить в полном объеме все требуемые материалы. Если правильно все сделать, то прибыль от одного проекта составит 10-15%, но подрядные организации хотят получить не менее 30-35%, поэтому не соблюдают все этапы процесса. Многие заказчики почему-то закладывают один слой покрытия, хотя есть официальное поручение Комитета автомобильных дорог, которое гласит, что на особо интенсивных участках в рамках среднего ремонта можно закладывать два слоя покрытия, то есть нижний и верхний, но почему то делают один слой. К примеру, в Таскалинском районе вблизи села Оян заявлен капитальный ремонт дороги, ширина покрытия – 4,5 метра, дорога относится к 4-ой категории, там предусмотрели всего один слой покрытия толщиной 4 см. Это очень мало, такое покрытие долго не продержится, так как там хоть и небольшая, но интенсивность движения грузовых автомашин имеется во время уборки или завоза каких-либо материалов.
Многие подрядные организации нарушают технологию – экономят на инертном материале, к примеру, в проекте заложено от 200-300 кубов, плюс еще до 50 кубов отсева, и от 3-5%, местами даже до 7% цемента должно быть, но все пропорции не соблюдают, поэтому основание у них получается нестабильное, неуплотненное. Помимо этого, не готовят как положено основание, делают сразу большой захват на всем протяжении. К примеру, на всем участке протяженностью 14 км два-три дня ресайклер поработал, основание вскрыли, замешали, каток все это прикатал и дальше месяц ждут асфальта. Конечно, за это время транзитный транспорт в любом случае цемент выбивает, основание приходит в негодность и на такое уже негодное основание укладывают покрытие. А потом говорят, что технология холодного ресайклирования не подходит, по ней невозможно работать, и так далее. Но при строгом соблюдении технологии данного метода, дороги можно восстановить должным образом. Это особенно касается отдаленных населенных пунктов, малоинтенсивных трасс и т.д. Минус технологии в том, что средний ремонт, как правило, не подразумевает устройство объездных дорог, но если работают толковые компании, то они устанавливают соответствующие дорожные знаки, ставят регулировщиков и производят сброс движения на обочины. То есть, технически возможно по максимуму ограничить движение по участку, где идет ремонт. К тому же, при соблюдении технологии, как ранее я уже отметил, берется по одному километру, а не сразу 10-15, как это делают местные дорожные компании. Согласно требованиям действующего законодательства, акиматы должны привлекать экспертов НЦКДА для контроля за качеством дорожно-строительных работ, но, к сожалению, данное требование в большинстве случаев игнорируется, – рассказал Абылайхан Алшинбаев. Отсутствие должного экспертного контроля и спроса за некачественно выполненную работу позволяет подрядчикам нарушать технологию, вследствие чего такое дорожное полотно не выдерживает и года, что влечет обоснованное негодование граждан. В отдельных случаях, когда подрядные компании не выполняют договорные обязательства по гарантии, заказчикам приходится нести дополнительные расходы по восстановлению разрушенного покрытия, что влечет за собой увеличение бюджетных расходов на повторный ремонт дорог.
Требовать достойные дороги –
право каждого
Общественный эксперт по дорогам и член областного общественного совета Азамат Мусилов уверен, что только усилением общественного контроля, вовлечением общественности в процесс контроля и мониторинга состояния дорог, можно повлиять на сложившуюся ситуацию. Общественное внимание и давление смогут заставить госорганы более строго контролировать работу подрядчиков, требовать соблюдения стандартов и наказывать за нарушения.
– В своих выступлениях я неоднократно подчеркиваю, что только когда граждане начнут требовать качественные дороги, операторы дорог – у нас это управление дорог, в чьем ведении находятся автодороги местного значения и АО «КазАвтоЖол» отвечает за республиканские и международные трассы, будут шевелится. На моей практике есть уже несколько выигранных судебных процессов, когда пострадавшие в ДТП граждане обратились в суд за возмещением ущерба с оператора дороги, так как ДТП произошло в результате ненадлежащего содержания. Суд исковые требования удовлетворил. Совместно с одним из пострадавших в аварии из-за гололеда Манарбеком Казыбекулы мы провели собственное расследование с мониторингом трасс и выяснили, что по бумагам и договорам деньги на ремонт и содержание были выделены, а по факту часть дороги вообще непригодна для передвижения автотранспорта. К примеру, посредине моста зияет огромная дыра. Благодаря нашим усилиям в бюджет было возвращено свыше 350 млн тенге. Нам удалось выяснить, что на одном из участков автодороги Бурлин – Аксай – Жымпиты, на ремонт которого были выделены средства, по факту никакого ремонта не производилось, на этот же участок были выделены деньги на проведение работ по содержанию, но так как на данном участке якобы проводился ремонт, естественно, работ по содержанию никаких не проводилось. Нами была инициирована проверка ДВГА по ЗКО, вышеуказанные нарушения подтвердились, о чем имеется официальный ответ ДВГА. Обо всех выявленных нами фактах сообщили в областную прокуратуру с требованием проведения прокурорской проверки. На достигнутом останавливаться не собираемся, все эти досье отправили в антикор и Аппарат Президента. Добиться положительной динамики можно только в том случае, если общественность будет уделять более пристальное внимание данной проблеме, – подчеркнул Азамат Мусилов.
Примеры, о которых рассказал общественный деятель, показывают, что благодаря активным гражданам и общественным экспертам удалось добиться результата в улучшении дорожных условий и даже возврату средств в бюджет. Это свидетельствует о том, что общественный контроль имеет реальное воздействие и может способствовать борьбе с коррупцией и некачественными дорожными работами.
Региональный представитель информационного портала «Дорожный контроль» Андрей Стариченков рассказал о том, что благодаря активной гражданской позиции и тесному взаимодействию с департаментом полиции также удается достигнуть определенных результатов.
– Часто езжу по городу, фотографирую ямы, выбоины на дорогах, отсутствие разметки, освещения и так далее, также фото и видео различных нарушений присылают наши подписчики. Все эти материалы отправляем в департамент полиции, они принимают меры, на ответственных лиц накладывают административные штрафы и уведомляют об этом. К примеру, 7 сентября этого года на наших страницах был размещен пост о том, что на перекрестке улиц Курмангазы и М. Маметовой наблюдается провал дорожного полотна, который на протяжении длительного времени не устраняют. Также отправили обращение в ДП ЗКО. 20-го мы уже разместили пост, где приложили ответ от УП г. Уральска, в котором указано, что сотрудниками ГДТИ ОАП УП г. Уральска в отношении должностного лица был составлен административный протокол по ст. 631 ч. 1 КоАП РК, за невыполнение требований по содержанию дорог по ул. Курмангазы, также в ГУ «ОЖКХ ПТ и АД г. Уральска» выдано предписание на устранение данного дефекта улично-дорожной сети. И таких примеров немало. Как правило, через некоторое время выявленные нарушения устраняют. Также от нашего объединения подаем жалобы в государственные органы через портал E-otinish. Обо всех поданных жалобах и принятых мерах извещаем на своих страницах в социальных сетях, там же публикуем посты, в которых отмечаем вышестоящие структуры, если наши обращения были проигнорированы. Все запросы по опубликованным фактам мы подтверждаем скрином и после получения ответов публикуем. Вот таким образом мы работаем, – рассказал Андрей Стариченков.
Гражданская активность, включая фотофиксацию состояния дорог, подачу жалоб и мониторинг выполнения работ, является действенным способом улучшения дорожной инфраструктуры и безопасности на дорогах. Это позволяет гражданам прямо влиять на состояние дорожных систем в своих регионах и вносить позитивные изменения. Общественный контроль за состоянием дорог не только обеспечивает безопасность и комфорт для всех участников дорожного движения, но также служит мощным механизмом для улучшения качества ремонта дорог.
Евгения Максимова,
газета "Приуралье"