В Региональной палате предпринимателей прошла встреча с представителями Центрально-Азиатской Ассоциации Франчайзинга, Казахстанской Ассоциации «KazFranch» и депутатами Мажилиса РК. Участники обсудили развитие франчайзинга в регионах и возможности масштабирования малого и среднего бизнеса.

Цель встречи – провести информационно-разъяснительную работу для предпринимателей региона. Речь шла о потенциале франчайзинга, типовых ошибках при упаковке франшиз, возможностях государственной поддержки малого и среднего бизнеса, а также об актуальном состоянии рынка франчайзинга в Казахстане.
Ключевыми спикерами выступили председатель Центрально-Азиатской Ассоциации Франчайзинга, основатель сети ресторанов быстрого питания LANZHOU Гульбану Майгарина и заместитель председателя ЦААФ, руководитель компании FRANCHDAY Сейсенгали Калиакпаров.
– Мы проехали восемь городов страны, охватив юг и восток Казахстана. Наша главная задача – донести до предпринимателей, что такое франчайзинг, как правильно масштабироваться, и как инвестору выбрать качественную франшизу. Сегодня на рынке много хаоса, франчайзинг стал словом нарицательным, и нам остро не хватает знаний и стандартов в этой сфере, – отметила Гульбану Майгарина.
По словам эксперта, в США продажа франшизы невозможна без получения лицензии, что обеспечивает ответственность обеих сторон: франчайзера и франчайзи. В Казахстане же отсутствие обязательной регистрации договоров франчайзинга и слабая защита интеллектуальной собственности создают правовой вакуум.
– Если мы говорим о франчайзинге, то мы понимаем, что это интересная бизнес- модель, есть стандарты, есть регламент и оцифрованный бизнес может в эту историю масштабироваться. Это одна из важных задач для нас. И когда говорят, что нужна статистика, у нас ни ОКЭДа нет, ни к какому министерству не относимся, ни под чьей защитой и контролем не находимся в гражданско-правовом поле. Я считаю, что нам надо объединиться для решения данного вопроса, – подчеркнула Майгарина.
В ходе встречи предприниматели делились своими мнениями и задавали волнующие их вопросы экспертам, поднимали актуальные проблемы ведения бизнеса.
– Сегодня большая часть нашей прибыли уходит на оплату ретро-бонусов и других требований со стороны сетевых магазинов, где мы реализуем продукцию. По сути, предприниматели отдают им значительную долю заработка, – рассказала на встрече с представителями ассоциации франчайзинга предпринимательница, работающая в сегменте пищевого производства.
По ее словам, повышение цены на продукцию – не выход, так как рынок моментально отреагирует снижением спроса.
– У нас небольшое семейное производство, и мы не можем рисковать лояльностью клиентов. Повышение цен может просто выбросить нас из рынка.
Дополнительной нагрузкой стала налоговая система, которую предприниматели считают несоразмерной реальной прибыли. Предприниматели призвали представителей отрасли и НПП «Атамекен» обратить внимание на проблему и рассмотреть механизмы поддержки локального бизнеса в диалоге с государством и крупной розницей.
В рамках поездки организаторы также представили конкурс KazBrand, инициированный ЦААФ при поддержке партии «Respublica» и НПП «Атамекен». По словам Г. Майгариной, конкурс нацелен на поиск перспективных проектов, которые можно превратить в полноценные франшизы:
– Мы выберем четырех победителей в разных нишах, разработаем им франшизу под ключ, окажем годовое сопровождение, поможем в продаже. Участие в конкурсе – бесплатное, и, несмотря на высокую рыночную стоимость подобных услуг, предприниматели получат уникальную возможность масштабировать свой бизнес при экспертной поддержке.
В конкурсе могут участвовать как действующие предприниматели, так и стартапы с интересными идеями. Разработка качественной франшизы, по словам Майгариной, стоит от 7 до 15 миллионов тенге, а если с сопровождением и маркетинговой поддержкой – значительно выше. В рамках KazBrand все эти услуги предприниматели получат бесплатно.
– Франчайзинг – это дублируемый успех. Когда-то и я начинала без знаний, но сегодня у меня более 60 ресторанов в трех странах. Мы хотим делиться опытом, потому что только так можно повысить грамотность наших предпринимателей, а значит – и уровень всей экономики, – подчеркнула она.
С 10 августа по всей стране уже подано более 300 заявок на участие в конкурсе. Регистрация завершится 5 сентября, после чего состоится большая онлайн-встреча с подробной презентацией условий. Принять участие можно, пройдя по ссылке на официальном сайте ЦААФ.
– Сегодня мы предлагаем предпринимателям целый спектр грантов: на упаковку, продвижение и покупку франшизы, участие в выставках, обучение и обмен опытом, – рассказал заместитель председателя Центральноазиатской ассоциации франчайзинга (ЦААФ), руководитель компании FRANCHDAY Сейсенгали Калиакпаров.
По его словам, ЦААФ активно развивает международное сотрудничество.
– Мы работаем с фондами, ассоциациями и университетами. Недавно договорились с ЕНУ о запуске первой в СНГ магистратуры по франчайзингу. Это важно – гранты должны распределять компетентные специалисты, – подчеркнул он.
Ассоциация предлагает и платные, и бесплатные услуги: консалтинг, юридическое сопровождение, брендинг, разработку маркетплейсов, аккредитацию, сертификацию, образовательные программы.
– К нам обращаются как крупные международные компании, так и отечественные инвесторы. Мы хотим, чтобы казахстанские бренды масштабировались не только внутри страны, но и за ее пределами, – отметил он.
Ассоциация также предлагает франчайзерам участие в выставках, форумах и программе Franchise Invest Day, которая помогает выйти на инвестиционные площадки.
– Мы проводим встречи в городах Казахстана, готовы приехать по запросу. Нас часто приглашают предприниматели с мест – им не хватает информации, поддержки. Наша задача – дать доступ к знаниям и возможностям, – подчеркнул глава FRANCHDAY.
Для вступления в Ассоциацию необходимо пройти аккредитацию (400 000 тенге) и оплатить единовременный членский взнос 85 000 тенге.
– Франчайзинг – это бизнес-инвестиционная модель. Тут нужен осознанный подход. Мы говорим: развивайте свой franchise mind и invest mind – только тогда будет результат, – подытожил Калиакпаров.
В завершение встречи участники пришли к единому мнению, что отрасль франчайзинга в Казахстане имеет огромный потенциал, однако требует объединения усилий и более пристального внимания со стороны государства, НПП «Атамекен», отраслевых ассоциаций и самих предпринимателей.
Организаторы уверены: именно через развитие франчайзинга возможно построить устойчивую экосистему малого и среднего бизнеса в Казахстане, дать возможность талантливым предпринимателям выйти за пределы регионального рынка и создать конкурентоспособные национальные бренды.
Алена Маликова,
"Жайық Пресс"