Новые правила распределения сжиженного углеводородного газа ограничили малый бизнес в его поставках.
По мнению владельцев малых автогазозаправочных станций (АГЗС), такие нормы поставили их в заведомо неравные условия по сравнению с крупными игроками рынка. Данный вопрос был поднят на заседании, прошедшем на площадке Региональной палаты предпринимателей «Атамекен», где собрались представители бизнеса, Министерства энергетики РК, акимата области, областного департамента Агентства по защите и развитию конкуренции, а также объединения юридических лиц «Казахстанская Топливная Ассоциация-1».

Фото: с архива сайта
Предприниматели заявили, что новая редакция правил, в частности, пункты 16 и 36, в своей совокупности ограничивает им доступ к газу. Так, согласно пункту 16, сжиженный нефтяной газ не выделяется заявителям при отгрузке объемом менее 20 тонн, что, по мнению малых АГЗС, автоматически исключает их из системы распределения. Кроме того, применяемая формула расчета объема (на основе прошлых продаж и наличия объектов) оборачивается для них снижением квоты на газ в будущих периодах.
– Как нам увеличить фактический объем реализации, если ни одна из газонакопительных станций в области не продает нам сжиженный газ? – недоумевают предприниматели.
По их словам, отсутствие доступа к газу не позволяет реализовывать топливо, а значит, статистика продаж снижается, и в следующем квартале объемы урезаются еще больше, создавая замкнутый круг.
Особую критику со стороны бизнеса вызвал пункт 40 действующих правил, который, как утверждают предприниматели, фактически закрепляет приоритет за крупными компаниями, владеющими сетью заправок и газонакопительными станциями. В результате малые АГЗС остаются без ресурса, теряют доход и не могут покрывать операционные расходы.
– Газа нет – но охрану на объекте содержать нужно, арендную плату и коммунальные услуги тоже никто не отменял. Мы несем убытки, рискуем бизнесом и рабочими местами, – заявили участники встречи.
Нехватка газа, как отметили предприниматели, затронула и жителей сельских районов, которым теперь приходится ехать в областной центр, чтобы заправиться. При этом в Уральске водители регулярно сталкиваются с дефицитом топлива и длинными очередями на АГЗС, особенно в часы пик.
– С каждым днем все больше автомобилей переходит на газ. Потребность растет, а возможности обеспечивать рынок сокращаются, – подчеркнули участники диалога.
Директор региональной палаты предпринимателей ЗКО Максат Куланбаев отметил, что сложившаяся ситуация бьет не только по бизнесу, но и формирует общественное недовольство.
– Мы видим, как этот вопрос переходит из экономической в социальную плоскость. Ситуация требует вмешательства, – подчеркнул он.
По итогам встречи палатой предпринимателей ЗКО подготовлен пакет предложений, направленных в Национальную палату «Атамекен». В свою очередь, «Атамекен» планирует вынести обсуждение проблемы на уровень центральных органов, включая Министерство энергетики, с целью пересмотра отдельных положений Правил и создания равных условий для всех участников рынка.
Алена Маликова,
zhaikpress.kz