71 год назад началась одна из самых масштабных кампаний в истории СССР – освоение целины. Эта инициатива не только обеспечила страну хлебом в послевоенные годы, но и стала символом межнационального единства.
Однако без научного открытия академика Александра Ивановича Бараева – целинная эпопея могла бы закончиться экологической катастрофой. Его открытие остановило катастрофическую эрозию почв на целине, а имя академика навсегда вписано в историю аграрной науки. Мало кто знает, что длительное время легендарный академик жил и работал в Уральске.
После окончания Великой Отечественной войны перед страной остро встал вопрос продовольственной безопасности. Руководство СССР решило задействовать обширные территории неосвоенных земель Поволжья, Кавказа и Казахстана – так началась эпоха освоения целины.
Первый успех не заставил себя ждать. Уже в 1956 году с казахстанских полей собрали около 16,4 миллионов тонн зерна, что эквивалентно миллиарду пудов. Все издания того времени бурно освещали «Казахстанский миллиард хлеба». Осваивать целину ехали со всех концов Союза: русские, казахи, украинцы, белорусы, немцы, поляки, чеченцы, армяне, азербайджанцы... Молодежь, полная надежд и энтузиазма, находила здесь не только работу и жизненный опыт, но и дом. Таким образом, целина стала символом межнационального единства. Вспоминая те годы, первый премьер-министр Казахстана Сергей Терещенко подчеркивал, что совместная работа исключает деление по национальному признаку.
Однако уже к началу 1960-х годов стало ясно: эйфория первых урожаев была преждевременной. Бездумная распашка степей в условиях нашего резко-континентального климата привела к эрозии почв. Жаркое солнце сушило, а сильные ветры срывали плодородный слой, в результате чего посевы гибли, а урожайность резко упала. Именно в этот момент на сцену выходит Александр Иванович Бараев – ученый, практик и человек огромной силы духа. Его называли не иначе как «главным агрономом целины». И не случайно: он стал тем, кто сумел остановить экологическую катастрофу и спасти целину. Его имя навсегда вписано в историю Уральска и нашей области, ведь именно здесь он совершил свое революционное открытие, остановившее эрозию почвы при освоении целины и позволившее получить богатый урожай. Бараев на основе опыта безотвальной обработки почвы Терентия Мальцева и фермерской практики Канады разработал почвозащитную систему земледелия. Суть открытия А. Бараева – в замене отвального метода вспашки методом плоскорезной обработки с сохранением стерни на поверхности почвы, тогда плодородный слой сохранялся и не подвергался эрозии. Оставляемая на поверхности стерня служила в качестве защиты от ветра.
И пока за каждый колосок в суровых условиях степного климата сражались первоцелинники, Бараев сражался с бюрократизмом в кабинетах высокого начальства. И нельзя назвать эти сражения легкими – ведь для Правительства СССР в то время принять предложение Александра Бараева было все равно, что перевернуть всю систему. Необходимо было заново налаживать и выпуск техники для применения безотвальной вспашки, полностью заменить все имеющееся оборудование. За образец были взяты канадские машины, но в казахстанских степях они оказались нежизнеспособными в силу своеобразия местных условий. Его идеи вызывали скепсис у чиновников Министерства сельского хозяйства, академиков и даже у лидеров государства. Он доказывал жизнеспособность своего метода самому Никите Хрущеву, а позднее и Леониду Брежневу. Сопротивление было яростным: ведь новая система требовала замены всей техники, переобучения специалистов и крупных государственных расходов. Канадские машины, взятые за образец, не выдерживали казахстанских условий. Поэтому Бараеву и его команде пришлось создавать собственную технику. Вместе с конструкторами из заводов «Сибсельмаш», «Красная звезда», ВИМа, а также новыми предприятиями «Казахсельмаш» и «Целиноградсельмаш» было разработано четыре поколения противоэрозионных машин. Все – своими руками, с нуля. На реализацию и внедрение почвозащитной системы ушло 15 лет. Но результат оправдал усилия: в 1972 году площадь внедрения системы Бараева составила более 61 миллиона гектаров в Казахстане, Поволжье, Сибири, на юге Украины, в степях Северного Кавказа и Урала. Только в Казахстане под новую технологию попало 22 миллиона гектаров. В том же году Александру Бараеву и его команде была присвоена Ленинская премия – одна из высших наград в СССР.
За свое открытие Бараев удостоился многих престижных званий и наград. Заслуженный деятель науки Казахской ССР. Награжден тремя орденами Ленина (1966, 1968), орденом Октябрьской Революции (1977), орденом «Знак Почета» и медалями СССР, орденом дружбы народов, Золотой медалью ВАСХНИЛ имени В. Р. Вильямса, званием Герой Социалистического Труда со вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Однако это не уберегло его от произвола высшего руководства страны – несмотря на то, сколько побед в битвах за народ и за хлеб он одержал до этого. Как писала позже «Акмолинская правда» (1 августа 1998 года), «…умер академик не без помощи последнего генсека КПСС. В программе визита Горбачева в Казахстан планировалось посещение высоким гостем шортандинского института и, соответственно, его опытных полей, но никто, к сожалению, не научил горбачевскую охрану, как нужно общаться с академиками, составляющими гордость и честь отечественной науки. Машину Александра Ивановича к скопившимся высшим чиновникам не допустили, и пожилому человеку в 77 лет пришлось довольно далеко добираться пешком к тому месту, где находился генсек. Да что там добираться – бежать изо всех сил! Сердце в груди буквально колотилось... Причем, совсем не здоровое сердце. А потом была критика, точнее – бестактный разнос, пробежав за двадцать минут все институтские лаборатории, бывший ставропольский комбайнер остался недоволен достижениями казахстанских ученых, указывая, где недорабатывают исследователи. Пожилой ученый стоически выдержал тогда, а на следующий день – очередной инфаркт. Доктора уже ничем не смогли помочь».
За заслуги его именем был назван Всесоюзный институт зернового хозяйства, которым он руководил 28 лет, сейчас Научно-производственный центр зернового хозяйства им. А.С. Бараева и улица, на которой он расположен. В п. Деркул есть улица, названная именем выдающегося ученого. На этой улице располагается Уральская сельскохозяйственная опытная станция, где трудился Александр Бараев, затем был ее руководителем. Именно Уральский опыт в условиях рискованного земледелия резко континентального климата помог ему разработать свой уникальный почвозащитный метод, в то время спасший целину и обеспечивший продовольственную безопасность Союза, с успехом применяемый до сих пор.
Евгения Максимова,
zhaikpress.kz