24.06.2025, 12:30
Просмотры: 259

Атлас новых профессий – навигатор в будущее

В современном мире, где технологии меняются быстрее, чем успевает адаптироваться система образования, ключевым для студентов становится вопрос: какую профессию выбрать, чтобы не просто найти работу, а стать востребованным, современным и успешным специалистом? Ответ на этот вызов времени дает «Атлас новых профессий», разработанный в рамках национальной инициативы enbek.kz и активно внедряемый в образовательный процесс.

В Уральском политехническом колледже с 2023-2024 учебного года внедрены факультативные занятия, разработанные на основе Атласа новых профессий. Этот шаг стал ярким примером того, как колледж не просто идет в ногу со временем, но и уверенно опережает его, формируя у студентов навыки, которые будут востребованы через 5, 10 и даже 15 лет.

ЖП колледж Мәди Салық

Атлас новых профессий – это интерактивный инструмент, созданный в рамках государственной платформы https://atlasbt.enbek.kz/, который помогает учащимся и преподавателям ориентироваться в быстро меняющемся мире труда. Атлас определяет отрасли, которые будут активно развиваться в Казахстане и в мире в ближайшие десятилетия, и описывает новые профессии, соответствующие этим изменениям. Он опирается на анализ технологических, социальных и экономических трендов, таких как цифровизация, переход к «зеленой» энергетике, развитие искусственного интеллекта и роботизации. Использование Атласа в учебном процессе – это не просто ознакомление с новыми названиями профессий. Это внедрение новой философии образования, где на первом месте стоит не только получение знаний, но и развитие гибких навыков, цифровой грамотности, креативности и адаптивности – качеств, которые высоко ценятся в любой сфере.

В 2023–2024 учебном году в Уральском политехническом колледже были внедрены четыре новых факультативных курса, основанных на профессиях будущего из Атласа. Эти курсы проходят апробацию на базе различных специальностей и включают как теоретическую подготовку, так и практические навыки.

  1. «Проектировщик «умного дома» – для будущих мастеров-строителей.

По специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» был разработан факультативный курс «Проектировщик «умного дома» в количестве 48 часов. В рамках занятий ребята знакомились с понятием «умное жилье» – интеграция систем безопасности, энергосбережения, автоматического управления освещением и микроклиматом. Курс сочетает в себе знания по электронике, строительству и основам IoT (Интернета вещей), что делает его уникальным мостом между традиционными строительными компетенциями и цифровыми навыками.

  1. «Виртуальный проектировщик» – цифровая стройка нового века.

По специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», квалификация «Техник-строитель» внедрён факультативный курс «Виртуальный проектировщик» в количестве 48 часов. Курс включает работы с 3D-проектированием, цифровыми чертежами, BIM-моделями. Современный строитель уже не только носит каску и держит в руках уровень. Он должен уметь работать в AutoCAD, Revit, ArchiCAD, создавать виртуальные макеты и участвовать в строительстве на стадии цифрового проектирования.

  1. «Проектировщик умных сетей» – энергетика будущего.

По специальности «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация электромеханического оборудования» был внедрён факультатив «Проектировщик умных сетей» в количестве 72 часов. Этот курс посвящён проектированию и обслуживанию «умных» энергетических и электросетей, использующих автоматическое управление, датчики и цифровые протоколы связи. Студенты колледжа не только знакомятся с концепцией Smart Grid, но и учатся программировать контроллеры, анализировать данные с датчиков, рассчитывать потребление и распределение энергии.

  1. «Техник альтернативного и экотранспорта» – зеленый путь автоиндустрии

По специальности «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта» студенты осваивают факультативный курс «Техник альтернативного и экотранспорта» в количестве 72 часов, посвященные электромобилям, гибридным системам и принципам устойчивого транспорта. Обучение включает разбор конструкций электродвигателей, аккумуляторных батарей, систем рекуперации энергии и основы диагностики экологичных авто.

Что дают такие факультативы студентам?

Реальную профессию будущего. Студенты получают знания и навыки, которых нет в типовых программах – это делает их конкурентоспособными на рынке труда.

Мотивацию и интерес к обучению. Участие в актуальных проектах, использование реальных технологий вдохновляют ребят и формируют внутреннюю мотивацию.

Цифровые и гибкие навыки. Работа с современными программами, технологическими решениями и системами управления помогает развивать критическое мышление и цифровую грамотность.

Портфолио и опыт. Многие задания, выполненные в рамках факультативов, могут стать частью будущего портфолио выпускника, что значительно усиливает его позицию при трудоустройстве.

Внедрение факультативов по Атласу новых профессий – это не просто образовательный эксперимент, а системная стратегия подготовки кадров.  Мы понимаем, что наш выпускник должен быть готов не только к сегодняшнему дню, но и к будущему. Благодаря факультативам по Атласу новых профессий мы формируем поколение специалистов, которые будут не просто работать, а развивать индустрию, предлагать решения, внедрять инновации.

Таким образом, Уральский политехнический колледж стал примером того, как можно объединить классическое профессиональное образование с трендами завтрашнего дня. Внедрение факультативных курсов из Атласа новых профессий – это инвестиция в развитие студентов, колледжа и всей экономики региона. Выбор профессии сегодня – это выбор будущего. А когда рядом есть навигатор в виде Атласа и команда профессионалов в колледже, этот выбор становится осознанным, уверенным и перспективным.

Райгуль Масалимова,

заместитель директора по учебной работе

ГККП «Уральский политехнический колледж» УО АЗКО

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале