По данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, в стране насчитывается около 700 тысяч людей с ограниченными возможностями, в том числе около 100 тысяч детей. Законом «О защите инвалидов» заложена основа современной правовой базы социальной защиты инвалидов в стране. 20 февраля 2015 года Казахстан ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов. В целях эффективной организации работы по ратификации Конвенции в стране поэтапно реализуется план мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов. Одной из главных задач государственной политики определено создание социально-экономических, правовых условий для граждан с ограниченными возможностями.
В целях обеспечения равных условий для граждан с ограниченными возможностями впервые в 1991 году принят Закон РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан». Главной задачей определено создание социально-экономических, правовых и организационных условий для этой категории граждан, как цели государственной политики.
13 апреля 2005 года был принят Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», в котором был достигнут значительный успех в продвижении активной политики в отношении этой категории лиц, направленной на совершенствование системы реабилитации инвалидов, усиление социальной поддержки, улучшение качества их жизни.
По информации заместителя председателя Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения РК Анархан Дюсеновой, в настоящее время на инфопортале «Социальная защита лиц с инвалидностью» (inva.gov.kz) функционирует карта доступности объектов в разрезе регионов, которая содержит сведения об адаптированности более 35 тысяч объектов социальной инфраструктуры по стране. Указанные объекты разделены на 3 категории доступности: «доступно», «частично доступно», «недоступно». Об этом на брифинге в СЦК рассказала заместитель председателя Комитета труда, социальной защиты и миграции МТСЗН РК Анархан Дюсенова.
Доступ учитывается для 4 категорий лиц с инвалидностью: от характера нарушений организма человека, лица с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и возможность передвижения только на креслах-колясках. Регионами утверждены региональные планы адаптации объектов. В рамках этих планов проводится оценка состояния доступности объектов для лиц с инвалидностью.
– Наиболее приоритетными в период до 2025 года определены 22 000 объектов, это, в первую очередь, объекты, которые чаще всего посещают лица с инвалидностью, такие, как госучреждения, ЦОНы, поликлиники, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта – в целом социальной транспортной инфраструктуры в рамках исполнения Дорожной карты предвыборной программы партии «Nur Otan» ежегодно более 4 тысяч объектов мы должны сдавать. Таким образом, в Интерактивной карте доступности местными исполнительными органами в онлайн-режиме осуществляется актуализация объектов для лиц с инвалидностью и других маломобильных граждан. В каждом регионе предоставляется доступ для специалистов управлений и отделов соцзащиты для работы в Интерактивной карте. Ответственность возлагается непосредственно на акимов областей. Всем зарегистрированным пользователям представлена уникальная возможность оценивать качество проводимой адаптации каждого объекта и размещать комментарии с приложением фотографии. Нашу работу можно координировать по мере поступления отзывов, – отметила А. Дюсенова.
Также в рамках эффективной организации работы по ратификации Конвенции о правах инвалидов принят Национальный план по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью в РК до 2025 года. Документ охватывает 7 направлений и состоит из 64 мероприятий. Все проверки в рамках принятого плана осуществляются в соответствии с Предпринимательским Кодексом РК в форме профконтроля. Список составляется на полгода вперед. Посещения могут быть и внеплановые на основании обращений физических и юридических лиц.
– Основными требованиями Проверочных листов являются обеспечение лиц с инвалидностью безбарьерным доступом. В первую очередь, обращается внимание на обеспечение доступа к входным группам (лестница наружная, пандусы, входная группа); также обеспечение доступа к территории объекта, если раньше мы обращали внимание только на наличие пандуса, то на сегодняшний день, начиная от парковок, остановок автобусов, административного здания, к вокзалам, рынкам, торговым центрам; доступ к зонам оказания услуг с охватом гардероба, регистратуры, бытовых помещений; обеспечение доступа к средствам информации и телекоммуникации на объекте: тактильные средства информации, знаки и символы, извещатели в лифтах; обеспечение доступа инвалидам в пути движения; обеспечение доступа инвалидам к общественным видам транспорта, обеспечение инвалидам условий для доступа к культурно-зрелищным мероприятиям, а также спортивным сооружениям, – пояснила А. Дюсенова.
До 2025 года планируется адаптировать около 22 тысяч объектов для людей с ограниченными возможностями.
Каковы же проблемы создания безбарьерной среды для граждан с ограниченными возможностями? По словам заместителя председателя Комитета труда, социальной защиты и миграции МТСЗН РК Анархан Дюсеновой, есть ряд проблем, и создание благоприятной, адаптивной среды для людей с ограниченными возможностями будет зависеть от того, на чьем балансе находятся объекты.
– Во-первых, недостаточное выделение средств со стороны местного бюджета. По плану до 2025 года планируется адаптировать порядка 22 тысяч объектов к 4 группам. При рассмотрении бюджета на предстоящие годы просим местные исполнительные органы отследить выделение большего объема средств на эти цели. Во-вторых, Министерством на местах проводятся повторные проверки департаментов Комитета. Если здание находится на балансе МИО, то из бюджета будут выделены деньги и выполнены работы. Но индивидуальные предприниматели, субъекты МСБ и владельцы крупных предприятий, расположенные внутри этих объектов, должны выполнять взятые на себя обязательства, – сказала она.
К объектам, находящимся вне зоны доступа, в результате проведенных проверок доступности объектов выписаны штрафы на сумму более 22 млн тенге. Нарушение законодательства РК о соцзащите лиц с инвалидностью, совершенное в виде необеспечения доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, а также необеспечения условий для доступа лиц с инвалидностью к культурно-зрелищным мероприятиям влечет штраф на должностных лиц в размере 50 МРП, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере 120 МРП, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 200 МРП, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 400 МРП. Это 83-я статья КоАП РК.
– Сумма штрафов в зависимости от статуса субъектов контроля варьируется от 145 тыс. тенге до 1,2 млн тенге. При повторном выявлении нарушений в течение года сумма штрафа увеличивается в размере. В 2020 году территориальными департаментами Комитета проведено 970 проверок, из которых 88% проведено на предмет доступной среды. В результате проверок выданы предписания и выписаны штрафы на сумму более 22 млн тенге. По итогам 9 месяцев 2021 года специалистами департаментов проведено 805 проверок на предмет соблюдения законодательства, в том числе в части обеспечения инвалидов доступом к объектам социальной и транспортной инфраструктуры выписаны более 590 предписаний с суммой штрафов более 11 млн тенге, – рассказала А. Дюсенова.
Как показал анализ, характерными нарушениями в данной сфере являются отсутствие пандуса, несоответствие уклона пандусов, отсутствие тактильных указателей для незрячих и слабовидящих граждан, кнопки вызова, адаптированных санузлов, лифтов, подъемников и другие. Департаменты повторно проверяют объекты и выявили более 1700 нарушений, якобы, устраненных, по отчетам акиматов. Даны письменные уведомления со сроком их устранения. Как отметили специалисты, работа в данном направлении будет продолжена.
К объектам, находящимся вне зоны доступа, в результате проведенных проверок доступности объектов выписаны штрафы на сумму более 22 млн тенге. Нарушение законодательства РК о соцзащите лиц с инвалидностью, совершенное в виде необеспечения доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, а также необеспечения условий для доступа лиц с инвалидностью к культурно-зрелищным мероприятиям влечет штраф на должностных лиц в размере 50 МРП, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере 120 МРП, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 200 МРП, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 400 МРП. Это 83-я статья КоАП РК.
Жанна Балыкова,
zhaikpress.kz
Фото: rcmm.ru