В последние годы Казахстан активно внедряет цифровые технологии в сфере юстиции, стремясь повысить правовую грамотность населения и обеспечить доступность юридической помощи для каждого гражданина. В Западно-Казахстанской области эти инициативы реализуются через различные цифровые сервисы и проекты, направленные на упрощение взаимодействия граждан с правовыми институтами.
Фото: istockphoto
Одним из ключевых шагов в цифровизации правовой сферы стало открытие 151 «Кабинета права» в сельских населенных пунктах области. Эти кабинеты, расположенные на базе уголков «Egov», оснащены компьютерами с доступом в интернет и предоставляют гражданам возможность ознакомиться с действующими нормативными правовыми актами через информационно-правовые системы «Әділет» и «Закон». Также обеспечен доступ к электронным сервисам, таким как e-otinish и портал «Открытые НПА».
Как отметила заместитель руководителя департамента юстиции Западно-Казахстанской области Адема Бектибаева, цифровизация правовой сферы – это не просто внедрение новых технологий, но и шаг к более доступному правосудию для каждого гражданина. Это стремление обеспечить равный доступ к юридической помощи, независимо от места проживания, и повышение правовой грамотности населения через доступные и понятные цифровые сервисы».
– В рамках программы цифровой юстиции была запущена единая информационная система юридической помощи «E-ZanKomegi», доступная на сайте eup.kz. Эта система позволяет гражданам получать юридические консультации онлайн, а также воспользоваться мобильным приложением «Zan Komegi» для видеозвонков с адвокатами и юридическими консультантами. В данной системе по области зарегистрировано 79 адвокатов и 16 юридических консультантов. Система направлена на обеспечение и упрощение доступа граждан к квалифицированной юридической помощи с участием около 2 тысяч адвокатов и юридических консультантов. Важным достижением является внедрение единой нотариальной информационной системы «Е-нотариат», которая предоставляет возможность оформления доверенностей и согласий супругов в онлайн-режиме через видеозвонок. Для этого гражданам необходимо скачать мобильное приложение «еGov Mobile», пройти авторизацию и воспользоваться соответствующими сервисами. Одним из нововведений стало внедрение «Робота судебного исполнителя», который автоматически возбуждает исполнительные производства по несвоевременно уплаченным административным штрафам до 20 МРП. Это позволяет гражданам избежать дополнительных расходов и визитов к судебным исполнителям, так как все действия выполняются онлайн. С момента запуска системы в 2024 году было возбуждено 7 754 исполнительных производств на сумму более 166 миллионов тенге, из которых 19,6% было завершено, что позволило сэкономить более 8 миллионов тенге, – пояснила Бектибаева.
Цифровая трансформация в сфере юстиции Казахстана способствует упрощению доступа граждан к правовым услугам, повышению их правовой грамотности и снижению административных барьеров. Внедрение инновационных технологий в правовую систему делает ее более прозрачной, эффективной и ориентированной на потребности граждан.
Жанна Балыкова,
zhaikpress.kz