Уральский лесхоз защищает лесной фонд через суд. Чтобы сохранить лес от уничтожения, государственное учреждение вынуждено доказывать обоснованность своего отказа в выдаче разрешения на ведение хозяйственной деятельности в суде. Интересы гослесфонда должны быть в приоритете по умолчанию. Но, бизнес не оставляет своих притязаний на пойменный участок леса, освоение которого неотвратимо окажет негативное воздействие на гидробаланс пересыхающей реки Урал.
Тогда как международная комиссия по сохранению экосистемы бассейна трансграничной реки Урал и Министерства экологии двух стран ищут решения, которые позволят улучшить гидробаланс реки и спасти главную водную артерию от высыхания, а регион от экологической катастрофы, Уральское КГУ по защите лесов и животного мира уже просто в отчаянном положении пытается доказать в суде, что нельзя уничтожать пойменный лес и вести разработку карьера по добыче ПГС в водоохранной зоне.
Из курса школьной программы всем известно, что такое экосистема – пойменный лес-река, деревья формируют гидробаланс не дают воде испаряться, сохраняя влажность и не давая уходить грунтовым водам, предохраняют берега реки от высыхания. Если не будет лесов по берегам любого водоема, то он просто пересохнет. Также всем известно о критической ситуации с Уралом, который в этом году обнажил свое дно. Для сохранения реки крайне важно сохранить леса, которые, еще хоть как-то, предохраняют реку от высыхания. При создавшейся ситуации каждый участок леса, каждое дерево имеет важное значение и огромную ценность. Но этого, почему-то не осознают предприниматели, которые упорно не желают смириться с тем, что Уральским лесхозом им было отказано в выдаче разрешений на ведение хозяйственной деятельности в гослесфонде. Каким-то образом товарищества получают лицензию на разработку карьера для добычи ПГС от отдела земельных отношений, несмотря на то, что данный участок находится в собственности гослесфонда и там произрастают ценные породы деревьев, а также находится в водоохранной зоне, где запрещена хозяйственная деятельность. Такое отношение к лесному фонду уже привело к тому, что за несколько лет была потеряна значительная часть поймы, что в конечном итоге негативно отразилось на состоянии реки.
– Разработка карьера имеет крайне негативное воздействие на окружающую среду, так как при его создании разрушается почвенный покров, вырубаются деревья, нарушается баланс подземных вод. Работающая техника распугивает птиц и животных, которые вынуждены покидать ареал своего обитания, многие из них погибают. Большегрузная техника, на которой вывозят ПГС с карьера, разрушает почвенный покров, вследствие чего происходит эрозия почв, это ведет к деградации большого участка, а не только там, где идет непосредственно добыча. Пыль и выхлопные газы от грузовых автомобилей оседают на растениях, и они погибают, также погибают животные, обитающие в этом ареале, так как уничтожается их кормовая база. Как правило, после разработки карьера, природные ресурсы на этой территории уже не восстанавливаются. Участки, входящие в состав государственного лесного фонда по берегам водоемов, выполняют водоохранные и защитные функции, так как пойменный лес имеет наиважнейшее значение для сохранения гидробаланса рек. Поэтому, на территории гослесфонда, примыкающей к водоемам, установлен режим ограничения хозяйственной деятельности, который способствует созданию условий, направленных на сохранение и накопление водных ресурсов и среды обитания для диких видов животных, а также предотвращение загрязнения, засорения и заиливания водных объектов. Согласно Правилам, для рек и водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, устанавливается ширина запретных полос в 1000 метров от каждого берега, – говорит главный специалист облуправления природных ресурсов и регулирования природопользования Наталья Максимова.
Месторождение «Аксуатское», где собираются проводить добычу ПГС находится на землях гослесфонда, это пойменный лес, помимо простых деревьев, там произрастают ценные породы сосны, при разработке карьера все эти деревья неминуемо погибнут. Но, несмотря на это, бизнес не считает все эти доводы вескими основаниями для того, чтобы отказаться от своей идеи. В конечном итоге получается, что интересы отдельно взятого предпринимателя превыше интересов жителей всей области, которые будут страдать от засухи, если погибнет пойменный лес и река.
– Несмотря на наш отказ, ТОО получили лицензию на разработку карьера, зная о том, что хозяйственная деятельность на данном участке запрещена. Выдача данной лицензии не была согласована с лесовладельцем, коим является Уральское КГУ по охране лесов и животного мира, – говорит директор Уральского КГУ Артур Мергенов. Удастся ли лесхозу отстоять пойменный лес или он будет отдан на уничтожение в угоду бизнесу, будет зависеть от правосудия.
Евгения Максимова,
zhaikpress.kz