8.10.2021, 10:26
Просмотры: 1447

«И, кажется: я – не умру – никогда!»

Уральский Поэт Татьяна Николаевна Азовская родилась 8 октября, в один день с любимой ею Мариной Цветаевой. Возможно, это и предопределило ее судьбу – стать голосом своей Родины, голосом приуральных степей и могучей реки Урал, вдохновивших ее на бессмертные строки.

AE818705-19FC-4D3C-8CCF-2AF4A447D5D8

О Татьяне Николаевне Азовской невозможно говорить отдельно от двух сфер – ее стихов и журналистики, особенно в газете «Приуралье», откуда начался ее творческий путь. В «Приуралье» она пришла в 1968 году, когда ей было всего 20 лет, работу начала сотрудником отдела писем. Ее подруга и коллега, корифей отечественной журналистики Наталья Смирнова писала о Татьяне Николаевне:

«Татьяна умела великолепно подражать известным поэтам и писала в этом стиле остроумные эпиграммы и посвящения. Она их, наверное, тут же забывала, а мне они так нравились, что многое я помню. Например, когда мы в советские годы работали в отделе писем областной газеты «Приуралье», и наша завотделом Нарзита Гофман на юбилейный свой день рождения уехала в отпуск в Болгарию, Татьяна все равно написала ей посвящение в стиле Беллы Ахмадулиной, которое начиналось словами: «Зачем ты убежала на Дунай в счастливейший день своего рождения? Ужели Златы пясцы и Токай шампанского заменят наслажденье?». Если бы собрать все эти ее эпиграммы и посвящения, которые она писала легко, походя – можно было бы создать такую веселую историю газеты «Приуралье» и тех, кто там работал. Ведь все-таки, больше всего Татьяна Азовская проработала в этой газете».

Сама Татьяна Николаевна еще при жизни говорила, что несмотря на то, что «Приуралье» была единственной газетой, выходившей в советское время в области, ее публикации редко оставались без внимания и без соответствующей реакции.

C338C61B-029B-43E6-AA49-D74066AB0863

«Статья могла стать поводом для увольнения, а могла принести человеку какое-либо поощрение. Ежегодно в «Приуралье» приходило около 6000 писем, часть из них печаталась от лица читателей, часть становилась темой для расследования», – говорила Татьяна Азовская.

– Мой отец работал в газете «Приуралье» (Валерий Панищев – прим. авт.), поэтому с Татьяной Николаевной Азовской я была знакома с детства, – рассказала член Союза журналистов Казахстана Анна Валерьевна Панищева. – Я ее помню еще «тетей Таней». В редакции тогда печатали на машинках, было машбюро, и через него надо было идти в отцовский кабинет в «Приуралье». Даже запах редакции сохранился из детства – свежая краска на оттисках и непременно запах табака, курили тогда в «Приуралье» практически все. И в моих детских воспоминаниях Татьяна Николаевна – большая, громогласная, непременно с сигаретой. Она очень здорово декламировала стихи – Ахматову, Цветаеву, конечно же, и свои, а также других поэтов. Читала наизусть, в присущей ей манере. И когда она их читала, то у нее горели глаза. Меня всегда поражало, сколько Татьяна Николаевна знает стихов.

Писать свои стихи Татьяна Азовская начала в раннем возрасте, как, пожалуй, большинство по-настоящему выдающихся поэтов. Божий дар, искра не может долго находиться взаперти, требует выхода, самовыражения. Как вспоминала сама Татьяна Николаевна, первое сознательное стихотворение написала в 1965 году, когда ей было 16 лет, на 80-летие со дня рождения Сергея Есенина. И тогда же пришла в городское литературное объединение, которое возглавлял писатель Николай Корсунов. Шефство над талантливой девочкой взяли уральские поэты Владислав Ирхин и Валентин Бузунов, стали ее наставниками в творчестве. Позже и сама Татьяна Николаевна помогала молодым поэтам, посещала литературные мероприятия, где юные дарования города и области представляли широкой общественности свои первые поэтические опыты. Так мы с ней и встретились, в литературной гостиной школы-гимназии вальдорфской ориентации. Татьяне Николаевне понравились мои стихи, и она очень просто сказала мне: «Приходи к нам в редакцию». С тех пор она по-матерински оберегала, аккуратно направляла мое творчество, не давая сорваться и бросить поэзию, разрушить хрупкий мир рифм. И всегда при наших разговорах (к сожалению, не таких частых, как хотелось бы), интересовалась: «Галка, а ты стихи еще пишешь?» И неизменный положительный ответ ее радовал. В последнюю нашу встречу она попросила принести мои новые стихи. Мы сидели за чаем на ее уютной кухне, где перебывало столько именитых личностей (Татьяна Азовская была дружна со многими выдающимися деятелями культуры и искусств, и все они были желанными гостями в ее доме). Татьяна Николаевна читала внимательно и сразу отмечала, что у меня в стихах получается, а что пока еще не очень удачно.

62844AB4-FD31-4904-AE51-D7E8234CE62D

Бережно Татьяна Николаевна относилась ко всему написанному, будь то газетные статьи, которые приносили ей, как редактору газеты «Пульс», стихи, первые литературные опыты молодых и не очень людей. С присущими ей терпением и чуткостью она редактировала материалы журналистов, стараясь сохранять стиль автора и терпеливо объясняя,что и почему следует исправлять, как сделать лучше. И эти ненавязчивые советы в дальнейшем помогали журналистам оттачивать свой авторский стиль. И это ее особенное, благоговейное отношение к слову – подтверждение евангельской истине: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Что и говорить, авторская позиция самой Татьяны Николаевны, ее принципиальность, честность и профессионализм были видны и в ее материалах, с первых строчек которых, еще не видя фамилию автора, можно было с уверенностью сказать: «Это писала Азовская».

У Татьяны Азовской вышло пять сборников: «Благодарю судьбу», «Письмо из осени», «Смуглое лето», «Я расскажу тебе» и «Мимо острова Буяна». Последнее – весьма символично, ведь Татьяна Николаевна – коренная куренская казачка, родившаяся и выросшая на улице Буянной.  По воспоминаниям Т. Азовской, стояло на ней всего восемь домов, в которых жили люди разных национальностей: русские, татары, цыгане, украинцы и даже мордва. Возможно, это стало истоком ее интернациональности, евразийства, которое проявлялось в строчках ее стихов: «Урал соединил не берега, не части света, чтоб создать Евразию», «Каким крылом меня коснулась Русь! Какой свободой Азия касалась!», «Но вдруг сравнила синие стога с кесешками, что сохнут после чая».

Над стороной бухарской – высоки –

Всходили звезды, пахнущие дыней.

И стали одинаково родными

Зеленый луг и красные пески.

Как будто азиатская печаль

навек срослась с российскою истомой.

 – Я эту землю называю домом.

И кровь ее, как песня, горяча.

И еще одно, немаловажное, на мой взгляд, дело в жизни Татьяны Николаевна Азовской – вместе с другими уважаемыми представителями уральского казачества – Борисом Пышкиным, Николаем Корсуновым, Николаем Щербановым, Алексеем Святыниным и другими – инициировала вопрос о создании уральского казачьего историко-культурного общества, что стало большим вкладом в создание Ассамблеи народа Казахстана. Верной своим казачьим корням, «вольнице многоязыкой» Татьяна Азовская оставалась даже тогда, когда под запретом был любой намек, любое воспоминание об уральском прошлом. Но в ее стихах оно не только звучало, но и угадывалось в каждом образе.

Отсюда начинается родство

Кровей горячих –

Связь Руси и Поля.

И безграничное уже – простор –

Читается еще просторней – Воля!

Отсюда ощущение плеча

Хребтов Тянь-Шаня для лугов бездонных.

И здесь со мной беседует кипчак

На языке понятном и свободном.

В последние годы жизни Татьяна Николаевна писала прозу. Но, к сожалению, окончить и издать ее так и не успела. Много и с удовольствием читала она стихи современных поэтов и категорически была не согласна с тем, что поэзия себя изжила и стала некачественной.

«Русская литература богата талантами, и есть много поэтов, которые меня восхищают. Нельзя сказать о том, что современная поэзия оставляет желать лучшего. Кто-то, может, и оставляет, но обо всех такого не скажешь, поэты разные. Говорят, что поэзия в большинстве своем ушла в интернет, но в интернете я стихов читаю очень мало. Хотя стихотворение «Я ватник», написанное Андреем Лукиным в связи с украинскими событиями, меня потрясло. Преимущественно мне хватает журнала «Простор», его я читаю постоянно. Там бывают очень хорошие стихи – Надежды Черновой, Ольги Григорьевой, Любови Шашковой. Нравится творчество Олеси Николаевой. Искренние стихи, настоящая поэзия. Их сложно назвать молодыми поэтами, но стихов хороших много», – сказала Татьяна Николаевна Азовская в своем интервью, которые я готовила в связи с ее 70-летием.

– Мы дружили с ней и с поэтом Валерием Михайловым из Алматы, который был редактором журнала «Простор», а сейчас на пенсии, – сказал писатель и краевед Александр Ялфимов. – Мы встречались у меня на хуторке все вместе, вели задушевные беседы. Меня удивляли и притягивали те моменты, когда они начинали рассуждать и спорить о чем-то поэтическом. Я не поэт, но наблюдая за ними со стороны, я восхищался той массе знаний в области литературы, культуры, искусства, которую они демонстрировали, той эрудиции! Это говорит о человеке всесторонне развитом. Таких, к сожалению, сейчас становится все меньше и меньше.

В одном из своих стихотворений Татьяна Азовская писала:

«Всё канет. Но останутся стихи,

в которых я не солгала ни разу».

 И вот теперь стихи ее, словно неосязаемые объятия, утешают тех, для кого еще не утихла боль потери и осознание того, что её – ЕЁ! – нет, но она навсегда останется в нашей памяти.

Галина Самойлова,
поэт, ученица, член Союза журналистов Казахстана

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале