29.12.2020, 12:00
Просмотры: 327

Именем Республики Казахстан

За годы Независимости Республики Казахстан в судебной системе страны произошли значительные изменения по укреплению судебной защиты конституционных прав граждан, а также независимости судебной власти. Судебная система страны продолжает работу в русле совершенствования модели казахстанского правосудия и повышения своего имиджа.

20201229_115203

Суд действует от имени государственной власти, его приговора и решения выносятся именем Республики Казахстан, поэтому от его деятельности зависит в значительной степени авторитет государства. Об изменениях в судебной система, а также о нововведениях при отправлении судопроизводства рассказал председатель специализированного, межрайонного суда по уголовным делам Бахыт Ермаханов. Этот суд рассматривает дела по тяжким, особо тяжким и резонансным преступлениям. А также это единственный суд где дела рассматриваются с участием присяжных заседателей.

– У нашего мудрого народа есть выражение «за полвека обновляется поколение». Безусловно, время изменчиво. Прежнее и нынешнее уголовное судопроизводство вовсе нельзя сравнить. В современной судебной системе появились много новаторств и новые термины, а именно, введены в использование следующие сервисы «Судебный кабинет», «Электронная повестка», «СМС-извещение», «Ознакомление с судебными маетериалами», «Видеокоференция», «Средства ауди-видеозаписи». Как прежде, запись главного судебного разбирательства не ведется на 50-100 листах, все судебные заседания нашей страны 100% проводятся посредством применения средств аудио-видео записи, где действия начиная с председательствующего, участников, в том числе, прокурора, адвоката, подсудимого, потерпевшего, свидетелей, экспертов и других лиц, допрашиваемых на следствии суда, фиксируются на видеозапись, записываются на диск и утверждаются в качестве вещественных доказательств. В целом, внедрение информационных технологий в судебную систему позволяет экономить деньги и время населения, обеспечить прозрачность и доступность судебной системы.

Было очень много изменений и дополнений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательства. Несомненно, это требование времени. Как указал Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, - «Уголовную сферу необходимо модернизировать по стандарту развитых стран. Необходима модель, обеспечивающая своевременную защиту прав граждан и модель, соответствующая международным стандартам. Считаю, что в Казахстане нужно ввести трехуровневый модель с разделением власти на три ветви». Какой должна быть эти три системы. Правоохранительные системы предотвращают уголовное правонарушение, проводят профилактические работы, раскрывают совершенные преступления, собирают доказательства. Прокуратура должна не допускать нарушения свободы и интересов, ущемления прав граждан и юридических лиц, вовлечения невиновного лица в орбиту незаконного уголовного преследования и поддерживать обвинение в суде. Суды рассматривают жалобы физических и юридических лиц на действия данных органов и принимают окончательное решение. В настоящее время вызывает беспокойство изменчивость уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Потому-что, на сегодняшний день, частые корректировки и изменения препятствуют формированию досудебного расследования и судебной практики на должном уровне.

В период становления судебной системы республики, и до учреждения специализированных судов, все уголовные дела по особо тяжким преступлениям рассматривались областными судами в составе трех судей. В тот период, перед руководством судебной системы, с учетом поставленных задач главой государства, стояло много вопросов, которые необходимо было решить. Отсутствие практики, и механизма проведение судебных заседаний, были малой частью проблемных вопросов. Изначально уголовно процессуальным кодексом предусматривалось ведение процесса с участием двух профессиональных судей, один был основным, а второй запасным. Присяжных заседателей было 9 человек, которые являлись основными, и два запасных. В последующем количество присяжных выросло, а участие второго судьи сочли излишним, и исключили. Постсоветский Казахстан, как правопреемник Казахской ССР, а также как политический и территориальный партнер Российской Федерации, практически зеркально принял Закон «О присяжных заседателях» 16 января 2006 года.

В настоящее время специализированные межрайонные суды по уголовным делам, образованные Указом Президента Республики Казахстан 29 декабря 2009 года, рассматривают особо тяжкие преступления, а в случае ходатайства обвиняемых, либо одного из них, о рассмотрении их дела с участием присяжных заседателей, к участию привлекаются двенадцать присяжных. Тем самым, законодатель даёт возможность определенной категории граждан, соответствующей требованиям Закона, исполнить обязанности судьи, давая оценку действиям лица, попавшего в орбиту уголовного преследования, признав его виновным или оправдывая за недостаточностью доказательств, верша правосудие. Областные суды, с учетом рассмотренных дел специализированными межрайонными судами по уголовным делам, прогнозируют количество уголовных дел на будущий год, запрашивая путем направления представления в областной акимат, ежегодно до 1 сентября, определенного количества кандидатов в присяжные заседатели.

93f9f249-cf67-4b8d-a82b-28bd25fa7b68

В целях обеспечения участия граждан Республики Казахстан в процессе отбора присяжных заседателей местными исполнительными органами ежегодно к 1 декабря года, предшествующего году, в котором будет производится отбор кандидатов в присяжные заседатели, составляются первичные, единые и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели. Присяжные заседатели выбираются из списка, представленного городскими и районными акиматами, которые и являются местными исполнительными органами. Отбор происходит компьютерным способом, методом случайной выборки (рондомно), из числа кандидатов в присяжные заседатели.

Если бросить взгляд на историю, суд присяжных берет своё начало в 12 веке, родоначальницей данного института явилась Англия, роль присяжных заседателей принадлежала 12 рыцарям образованных от каждой общины. Английскому суду присяжных пришлось пережить большие испытания и выдержать, опираясь на народное правосознание, тяжелую и упорную борьбу. По примеру Англии во Франции стали применять присяжных, с одной стороны, из-за недовольства устарелого, розыскного, письменного и канцелярского производства, застывшего в средневековых формах суда. Великие писатели - Вольтер, Д.Аламбер, Монтескье горячо восхваляли учреждение присяжных в Англии, не только как лучший способ раскрытия истины в уголовных делах, но и как гарантию политической свободы. Данный институт в соседней России зародился еще при Российской империи, и в течении продолжительного отрезка времени претерпевал существенные изменения. В 18 веке русский ученый С.Е.Десницкий в начале работы Уложенной комиссии представлял Екатерине 2 предложение о введении суда присяжных, который официально начал свою работу в середине 19 века.

Записала Евгения Максимова,
zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале