8.05.2024, 17:00
Просмотры: 107

К этой сфере нельзя остаться равнодушным

В прошлом номере нашего издания было опубликовано интервью с ветераном здравоохранения области Бактыгали Ахметовым (газета «Приуралье» №36, статья «Безынициативность в медицине пагубна»), который рассказал о собственном опыте работы на посту облздравотдела, которым руководил долгие годы, и о минусах современной системы медстрахования. Данный материал вызвал неподдельный читательский интерес. К этой теме не остался равнодушным и известный общественник ЗКО Табылгали Сапаров, который также поделился своим мнением.

InShot_20240508_152141802

– Поднимая актуальные медицинские проблемы, нужно сдвинуть с мертвой точки отношение общества к здравоохранению. Действительно, этой сфере выделяются немалые деньги, а пациенты все равно страдают от низкого качества обслуживания. Врач спрашивает, записывает и выдает диагноз на основе того описания заболевания, которое получает со слов пациента. И он не несет ответственность за возможную ошибку, потому что все делает по протоколу, – сказал Т.Сапаров.

Он рассказал, что в бытность его руководства Каменской райадминистрацией (ныне Таскалинский район) подходы были другие. Чтобы контролировать общий диагностический процесс, был приглашен специалист из г. Саратова. И через сетчатку глаза проводили иридодиагностику (метод в нетрадиционной медицине, в котором диагностика проводится по обследованию радужной оболочки глаза, к изменению рисунка которой приводят болезни различных органов – авт.). Данный метод очень хорошо подходит для контроля, но не для установления диагноза.

– Уверен, что в отношении кадров в медицинской сфере необходимо проявлять четкую требовательность, даже жесткую, потому что речь идет о здоровье и жизни людей. В нынешнее время в здравоохранении недостает ответственности и профессионализма. А ведь врачебная деятельность – это творческая работа, врач и любой другой медицинский работник, в том числе и руководитель, должен всегда находиться в процессе обучения, самосовершенствования, мыслить наперед. Нынешняя система почему-то не требует объединения усилий между акиматами, облздравом и районными медучреждениями, где нужно проявлять симбиоз. Необходим неустанный поиск, нужно внедрять новаторские методы, иначе дела не будет. Мы в свое время внедрили самостоятельный контроль качества. Если врачи допускали оплошность в определении диагноза, назначив при этом неправильное лечение, действовали штрафные санкции – то есть был установлен внутренний контроль, что и было своего рода подготовкой к введению страховой медицины, которая в Каменском районе была внедрена задолго до ее появления по всей республике, – отметил Т. Сапаров.

По его словам, тогда была создана страховая компания с коммерческими функциями и правом извлечения дохода. В соответствии с договором часть штрафа за установленные экспертами факты некачественного медицинского обслуживания перечислялась клиенту. При этом в системе учитывались интересы всех сторон, включая страховую компанию, страхователя (работодателя), пациента и лечебного учреждения. Неиспользованные средства застрахованных частично возвращались страхователю на улучшение условий труда и охрану здоровья, а стоимость манипуляций увеличивалась за счет увеличения прибыли страховой компании. Это позволило увеличить заработную плату работников медучреждений, улучшить лекарственную обеспеченность и качество медуслуг в сравнении с другими районами.

– Что касается частной медицины, то в нынешнее время рыночных отношений уйти от нее невозможно, но тоже можно контролировать. И это можно было бы также делать через штрафные санкции от страховой компании. Однако сейчас создали Фонд. Разница в том, что страховая компания имеет право извлекать прибыль, а Фонд только собирает и перераспределяет средства. Страховая компания – это раньше была коммерческая организация, которая находилась под контролем государства, ее учредителем был районный акимат. В этом случае и был спрос. Входящие в нее ведущие кардиологи, хирурги, терапевты и прочие специалисты могли выступать в роли экспертов, организуя проверки и штрафуя за врачебные ошибки. Ведь пациент не должен доказывать оплошности врачей. Это неправильно. По закону, за это сразу должны изыматься деньги и направляться в страховую компанию. Для частного медучреждения это невыгодно, это его разоряет. Что частник должен сделать, чтобы избежать этого? Он должен поднять качество лечения, чтобы не получить штраф. В итоге со временем те частники, которые будут качественно лечить, останутся на плаву, а в обратном смысле просто обанкротятся. Иначе говоря, выиграет тот, кто проводит качественное лечение. Именно такой смысл и закладывался изначально в страховую медицину, но почему-то был утерян, – сказал спикер.

Продолжая тему отбора кадров в медицинскую сферу, общественник заметил, что от коммерческих отделений и от частного образования в медвузах при капиталистической системе сейчас тоже не отказаться. Другое дело – нужно выдавать дипломы государственного образца с одобрения ГЭК – государственной экономической комиссии. По его мнению, пока не будет качественного отбора при ГЭК, уровень подготовки кадров в сфере здравоохранения будет хромать.

– Отмечу, что мы в свое время работали по закону о местном самоуправлении, от которого сейчас, честно говоря, мало что осталось. Деньги не выделишь, пока не будет специальной программы. В облздраве должны быть люди, понимающие как производство, так и финансы. Они должны разрабатывать программы. Но сейчас сделали такую централизацию, чтобы принять ее, что изначально нужно согласовать с республикой. На мой взгляд, это абсурд. Если область за счет своих средств может создать программу, никто за это не должен «бить по рукам». Поэтому и реформы понимаются неверно. А ведь их не нужно бояться, они должны быть всегда. Реформы – это поиск, постоянное изменение в лучшую сторону. Увидели недостатки, нужно искать пути решения, а то, что удалось, необходимо закреплять и применять на практике, – резюмировал Т.Сапаров.

Галина Каренских,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале