В Казахстане количество случаев интернет-мошенничества увеличилось больше чем в два раза по сравнению с прошлым годом: с 3392 до 8464. Мошенники наловчились списывать деньги со счета без ведома владельца, красть пароли и ПИН-коды, маскироваться под сотрудников банка или государственных органов, чтобы повесить на шею доверчивых граждан ложные кредиты.
Немало случаев, когда одного ответа на «ложный» телефонный звонок было достаточно для лишения денежных средств со счета. Людям могут позвонить под любым предлогом: с финансовой организации, страховой компании, либо «в целях проверки качества обслуживания какой-либо организации».
Так, к примеру, на уловки интернет-мошенников, прикинувшихся сотрудниками безопасности банка попалась и жительница Уральска по имени Зарина.
– Зарина, вы подавали заявку на кредит в один миллион тенге? – спросил мужчина.
- Нет, – удивилась девушка.
- Это проделки мошенников. Надо срочно изменить пароль. Войдите в приложение и нажмите «Забыли пароль?». Теперь нужно ввести СМС-код.
- Спрашивают дату рождения.
- Напишите и пройдите фотоверификацию. Прошли? Замечательно!
- Нужен новый пароль?
- Да: ХХХ123. Не торопитесь входить в приложение с новым паролем.
- Разумеется.
- Сейчас придет СМС-код, который вы нам сообщите.
- 1234
- Мошенники от Вашего имени успели сделать заявку на кредит. Помешаем этому с помощью другой заявки. Сообщите код, поступивший по СМС.
- 4321
- Получите в банкомате 1 миллион тенге и положите на свою карту.
- Большое спасибо!
С помощью таких незамысловатых ухищрений преступники завладели денежными средствами Зарины как на депозите, так и на текущих счетах, вдобавок ко всему повесили на шею кредит в 1 миллион тенге. Мошенник не знал пароль Зарины, так как для того, чтобы сменить пароль в банковском приложении наряду с СМС-кодом требовалось указать дату рождения и пройти фотоверификацию. Зарина поверила незнакомцу на слово и выполнила все продиктованные им действия. Войдя в личный кабинет гражданки, уяснив СМС-код, преступник овладел денежными средствами. Затем сделал заявку на кредит, используя СМС-код. Чтобы снять деньги с банкомата, он уговорил Зарину пройти верификацию.
Ошибки, допущенные Зариной:
Сменила пароль в личном кабинете.
Несколько раз продиктовала незнакомцу код подтверждения.
Прошла фотоверификацию.
В заключение хотелось бы отметить, что одним из средств, помогающих уберечься от мошеннических атак является банковское мобильное приложение. С помощью приложения на смартфоне мы можем не только проследить движение денежных средств на счетах, но и в момент утери банкоматовской карточки сменить пароль, ПИН-код, пройти биометрическую идентификацию и т.д. Также нужно придерживаться элементарных правил: при разговоре по телефону с сотрудниками банков нельзя сообщать ни СМС-код подтверждения, ни одноразовый пароль, ни кодовое слово, привязанное к карте. Желательно, чтобы номер телефона, привязанный к вашей банкоматовской карточке, не использовался в социальных сетях и для общения, для этого лучше завести другой номер. Не захламливайте ваш телефон излишними ссылками и приложениями от неизвестных субъектов. Держите в секрете три цифры на обратной стороне банкоматовской карты. Воздержитесь принимать перечисления на свою карту по сделкам с малознакомыми людьми и в обратном порядке переводить деньги на счета этих людей.
Светлана Аманова,
zhaikpress.kz