24.06.2025, 15:00
Просмотры: 498

Катима Мергенева: «всегда мечтала быть учителем и работать на результат»

Как из сельской учительницы начальных классов вырос лидер учебного заведения, входящего в топ-100 школ Казахстана   

обр - мергенева (1)

Лицей №35 по праву считается одним из лучших учебных заведений области. Его ученики стабильно добиваются высоких результатов на олимпиадах, конкурсах и в учебе. Настоящей гордостью лицея в этом году стал выпускник 11 «А» класса Рамис Гаджиев – обладатель аттестата с отличием. Его пригласили на учебу сразу восемь ведущих университетов мира – New York University, Bentley University, Drexel University, Yonsei University, IE University, Temple University, American University in Dubai, Nazarbayev University. Но свой выбор Рамис сделал в пользу казахстанского вуза, продемонстрировав верность родной стране. Все успехи этого лицея – результат кропотливой работы педагогического коллектива, которым сегодня руководит Катима Мергенева – опытный и увлеченный педагог, сумевший поднять престиж школы на новый уровень.

– Катима Хавешовна, лицей №35 – одно из сильных учебных заведений области. Какие результаты Вас особенно радуют в прошедшем учебном году?

– Мы действительно гордимся своими достижениями. В прошлом учебном году наш лицей вошел в 100 лучших олимпиадных школ Казахстана, заняв 52-ое место. В этом году на республиканской общеобразовательной олимпиаде наши ученики завоевали три вторых места по русскому языку и научным проектам по математике и одно третье место. В первом городском этапе олимпиады приняли участие 60 учеников, из них 75% стали призерами. Они заняли 49 призовых мест. На заключительном республиканском этапе выступили 7 учащихся – двое заняли вторые места, один – третье.

У нас потрясающий результат в Президентской олимпиаде: ученица 11 «А» класса Лина Курбаналиева заняла второе место по Казахстану сразу по четырем предметам – физика (учитель Е. Татаренко), химия (учитель З. Сухина), биология (учитель Т. Никифорова) и математика (учитель С. Алиева). Еще одно – третье место, по русскому языку и литературе заняла ученица 11 «Б» класса Алена Чапурина (учитель А. Иртекеева). А ученик 11 «Б» класса Дамир Мухин на республиканском этапе Президентской олимпиады награжден грамотой за особые успехи. Таких достижений в лицее не было много лет. Отличные результаты показывают 5-6 классы. На республиканском уровне второе место по естествознанию и третье место по казахскому языку заняли ученики пятого и шестого классов – Рахмет Калмахамбет (учитель К. Мергенева) и Амир Исембаев (учитель Н. Кереева).

– Сколько детей учится в лицее сейчас, и как организован учебный процесс? С какими показателями закончили этот учебный год?

– В этом году у нас обучалось 450 учеников. В прошлом  2023-2024 году, набирали два пятых класса, в этом – только один из 188 претендентов. К сожалению, уровень знаний у поступающих оказался слабее. Учеба в лицее проходит в две смены – с 8 утра до 7 вечера. Очень хотелось бы перейти на одну смену, но пока нет возможности. После 20 августа у нас запланирован добор в 7 класс, потому что девять учеников лицея поступили в НИШ. Также мы впервые открыли казахский 5 класс – в нем учатся 16 детей, которые первый же год закончили успешно. В этом году из стен лицея выщли 54 выпускника. 7 учеников получили аттестаты с отличием, три ученицы – Аружан Нугманова, Софья Димитрова и Рамина Мукангалиева – закончили лицей со знаком «Алтын белгі».

На успешные показатели, прежде всего, влияет слаженная работа коллектива и творческая атмосфера в лицее. С первого дня как я начала работать тут, поставила задачу: не только сохранить достигнутый уровень, но и выйти на новые высоты. Успех любой школы начинается с веры в свои силы – и со стороны детей, и со стороны учителей, и со стороны родителей. Когда все эти три стороны объединены одной целью и доверяют руководителю, результат обязательно будет.

– Как поддерживаете высокий боевой дух коллектива и как строите взаимоотношения с родителями учеников?

– Наша главная миссия – развитие интеллектуальной, физически и нравственно здоровой личности. В лицее работает 41 учитель, 7 из них – педагоги-мастера, награжденные нагрудным знаком имени Ы. Алтынсарина. Мы активно участвуем в международных и республиканских проектах, в том числе в технопарке «Образование-бизнес» и сети ассоциированных школ ЮНЕСКО. Я всегда говорю учителям: у нас цель одна – успех детей. Я уважаю профессионализм каждого, и стараюсь создавать условия, в которых они могут свободно творить, пробовать новое, учить нестандартно. Сама всегда остаюсь включенной в учебный процесс – веду уроки, готовлю своих учеников к олимпиадам. Учащиеся видят, что директор не только руководит, но и стоит рядом с ними на старте. Это мотивирует и детей, и коллег.

У нас отлично работает дебатный клуб «Олимп» под руководством Александра Георгиевича Мясникова. Клуб стабильно занимает первые места в области. Также у нас функционирует летний лагерь олимпийского резерва, где ученики продолжают заниматься даже летом.

С родителями у нас партнерские отношения. Я никогда не ставлю их перед фактом – мы обсуждаем, решаем вопросы вместе. Например, когда нужно было менять трубы отопления, так как вся система в здании настолько обветшала, что появилась опасность остаться без отопления зимой, посреди учебного года, я открыто обратилась к родительскому комитету. Они откликнулись, и мы сделали все вовремя. Родители видят результат и понимают, что их вклад важен. Мы единая команда.

А с чего начинался Ваш путь в профессию?

– Я родом с Первомайского района Оренбургской области. Еще в детстве играла в «школу» со своей младшей сестрой, а мама всегда поддерживала мое стремление стать учителем. Училась я хорошо, школу никогда не пропускала и была активной участницей всех школьных мероприятий. В семье нас пятеро, но в педагоги пошла только я – и не пожалела. После окончания Бузулукского педучилища меня направили работать в село Теплое – это было в 1988 году. Там я проработала три года учителем начальных классов. Село расположено на границе с Казахстаном, и мы часто приезжали в Уральск за покупками и просто погулять, так как территориально он был ближе родного дома. После окончания срока обязательной отработки я решила переехать в Уральск.

– Как складывалась Ваша карьера?

– В городском отделе образования мне сказали, что вакансий в школах нет, и предложили место воспитателя в детском саду «Тулпар». Я согласилась. Мне дали старшую группу и за год я научила всех читать и писать. Эти дети должны были пойти в 24 школу, и ее директор  Каригат Кумарович Аристамбеков предложил мне перейти в школу вместе со своими детьми. Это было в 1991 году. В  тот год был построен лицей №28 и я пошла работать в новую школу учителем начальных классов. В 2000 году получила высшее образование в ЗКГУ им. М. Утемисова по специальности «учитель географии». Принимала участие в конкурсе «Учитель года». Призового места не заняла, но приобрела хороший опыт. Позже мне предложили должность завуча по воспитательной работе. В лицее №28 проработала 25 лет – вплоть до 2016 года. Это было очень активное и творческое время. С коллегами мы организовывали мероприятия, линейки, праздники – ни одно не повторялось. Первый мой выпуск в роли завуча был в 2004 году, и в прошлом году выпускники пригласили меня на 20-летие. Это было очень приятно и трогательно. В 2016 году меня назначили директором школы №24 г. Уральска. Это была, конечно, большая школа – 1500 учеников, огромный педколлектив, масса технических проблем, в здании давно не было ремонта. Пришлось заниматься не только учебным процессом, но и хозяйственными вопросами. Когда я покидала школу в 2023 году, там уже обучались 2000 детей.

Работа в 24-й школе стала для меня настоящей управленческой школой. Именно там я впервые почувствовала, что значит нести полную ответственность за коллектив, учеников, родителей, учебный процесс и решать множество сопутствующих задач. Эти годы дали мне хорошую закалку – как в плане руководства, так и в умении оперативно разбираться в самых разных проблемах. Я научилась быстро принимать решения, быть гибкой, но в то же время принципиальной.

– Что привело Вас в лицей №35?

– С 2022 года в Казахстане началась ротация кадров: сейчас более 7 лет в одной школе директором работать нельзя. В прошлом учебном году я должна была перейти директором в 23 школу, но неожиданно получила назначение в наш лицей – на место Леонида Георгиевича Черыкаева, который руководил лицеем более 30 лет. Это было непросто – и в моральном, и в организационном плане. Тем не менее, я приняла вызов и начала с простого: делать школу уютнее и безопаснее. С этого начался мой первый учебный год в новом коллективе.

Первое, с чем пришлось столкнуться – это проблемы с подготовкой детей к олимпиадам. Дополнительные занятия педагогам должны правильно оплачиваться. Была и хозяйственная нагрузка: здание старое, капитального ремонта никогда не было. Материальная база была в плачевном состоянии. За прошлый год мы заменили линолеум, обновили школьные парты, установили 53 видеокамеры внутри и снаружи школы. За счет спонсоров выложили брусчатку перед входом. Сейчас подали заявку на приобретение двух переносных интерактивных досок.

Вы занимаете сразу две важные должности – директора и педагога. Это сложно?

– Быть одновременно директором и учителем – непростая задача. Это требует не только высокого уровня самодисциплины, но и полной отдачи. Административная работа – это постоянные вызовы: стратегическое планирование, решение хозяйственных и кадровых вопросов, общение с родителями и надзорными органами. В то же время, оставаться у школьной доски и работать с учениками – это возможность лично влиять на образовательный результат и вдохновлять детей. А когда твои ученики занимают призовые места на республиканских олимпиадах – это не просто радость, а высокая планка, которую нужно удерживать и передавать дальше своим коллегам. Мой ученик – пятиклассник Рахмет Калмахамбет, в этом году занял первое место в области и второе место в республике в олимпиаде по естествознанию, и я горжусь его успехами. В этом году мне вручили медаль «Патриот Казахстана». Для меня это признание всех лет, которые я посвятила детям, школе, системе образования. Это подтверждение того, что каждодневный труд педагога и руководителя важен и всегда оценивается. Конечно, это мотивирует не останавливаться, идти дальше, искать новые формы вместе с коллективом, вдохновлять учеников. И главное – это благодарность людям, с которыми я работаю. Любая награда каждого – наша общая победа.

– Что для Вас лично значит быть директором?

– Главное – это открытость, справедливость, постоянное развитие и способность слушать. В школе все строится не только на регламентах, но и на доверии. Учителя должны знать, что ты не бросишь их наедине с проблемой. Ученики – что к тебе можно прийти не только за оценкой, но и за советом. Родители – что ты всегда на связи и ищешь лучшее для их детей. От настроя руководителя зависит все: от отношений в коллективе до результатов на олимпиадах. Я стараюсь быть примером честности, работоспособности и заботы. Мне важно, чтобы ученики чувствовали: в школе их любят, верят в них. Я часто бываю в классах, знаю по именам практически всех детей. И если они приходят ко мне просто поговорить или за советом – это и есть настоящий результат моей административной работы. Я люблю свою профессию. Каждый день иду в школу с радостью. Конечно, бывают трудные дни, наваливается усталость, но, когда видишь, как дети добиваются успеха – это придает новые силы.

– Помимо всех профессиональных обязанностей Вы еще и мама. Как удается совмещать работу и дом?

– Да, это важный аспект моей жизни. В лицее учится мой сын – он поступил сюда в 5 класс шесть лет назад, еще задолго до того, как я стала директором. Сейчас он переходит в 11-й класс. Это большая ответственность – быть и руководителем учреждения, и мамой, чей ребенок учится в твоей же школе. Стараюсь быть объективной, но и не забываю о человеческом подходе. Думаю, для моего сына это тоже пример – видеть, как работает его мама, как она заботится о школе, учениках, как взаимодействует с коллегами. Это формирует в нем ответственность, уважение к труду и, надеюсь, вдохновляет на собственные достижения. Балансировать между ролью руководителя и мамы нелегко, но именно семья и любовь к детям придают мне силы идти вперед.

– Что бы Вы пожелали всем ученикам, учителям и родителям?

– Верьте в себя и в свою школу. Поддерживайте друг друга. Помните: каждый успех начинается с маленького шага – будь то участие в олимпиаде, работа на уроке или добрая улыбка. Я верю, что лицей №35 еще не раз заявит о себе – не только на республиканском, но и на международном уровне.

Жанна Балыкова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале