18.03.2022, 14:30
Просмотры: 152

Новые правила – лишние хлопоты

Серьезную обеспокоенность и недовольство у предпринимателей, занимающихся организацией общественного питания, вызвали новые правила по санитарным требованиям к объектам общепита. Члены Ассоциации общественного питания опасаются, что из-за неточностей и противоречий в новых НПА они могут быть подвергнуты необоснованным, но большим штрафам, которые нанесут существенный урон по их бизнесу.

WhatsApp Image 2022-03-18 at 14.03.49

На площадке РППП «Атамекен» состоялось расширенное заседание Совета деловых женщин ЗКО, совместно с представителями ДСЭК ЗКО где были обсуждены острые вопросы, которые вызваны принятием новых правил для объектов общепита.

Председатель СДЖ ЗКО и Ассоциации общественного питания ЗКО Ляна Турсынова акцентировала внимание на некоторых пунктах нового НПА, которые вызвали наибольшую обеспокоенность представительниц бизнеса.

– Многие пункты данных правил противоречат друг другу. К примеру, мытье холодильного оборудования, нет конкретных норм по уборке в течение месяца, должно же быть указано с какой периодичностью следует проводить данные работы, раз в неделю, в две недели, в три дня или раз в день.  То есть как мы докажем санитарным врачам, что моем холодильники.  Должен, быть утвержденный график уборки, который мы будем показывать проверяющим. В пункте 59 в правилах, отмечено раздельное хранение кухонной транспортировочной и столовой посуды, но не указано как именно должна храниться данная посуда, на раздельных стеллажах или вообще в разных помещениях. То есть проверяющий, может сказать, что мы храним посуду неправильно и она вообще должна находится в разных комнатах, а если к примеру, маленькое кафе и нет столько места, чтобы оборудовать раздельное хранение посуды, то тогда как. Тут должны быть учтены мощности производства, площади, этого ничего не указано. И таких пробелов в новых правилах очень много. Помимо этого мы категорически несогласны с требованием обязательной установки гигрометров. Правилами предписывается установка данного оборудования практически во всех помещениях, в том числе и в основном цеху. Гигрометр стоит в среднем около 5 тысяч, они наверняка еще поднимутся в цене, так как это не наше производство. Срок их действия один год, после чего мы должны отнести их на проверку, в течении года они очень быстро ломаются, это довольно хрупкое оборудование. Для чего устанавливать данное оборудование в моечных отделениях, там, где повышенная влажность, в горячем цеху, где пары. Это оборудование необходимо только для складских помещений. Если посчитать затраты для большого объекта общепита, где несколько помещений, то все это выйдет в очень приличную сумму, мы будем тратить около ста тысяч тенге на одни только гигрометы, а если к примеру, пять объектов, то полмиллиона тенге в год. Еще один непонятный и противоречащий пункт запрет на дезинфекцию мусорной площадки.  Согласно санитарным нормам все объекты общепита обязаны проводить работы по дезинфекции контейнеров и площадок. И как теперь нам это делать? Еще моменты по дефостации, то есть размораживанию мяса птицы и мясных полуфабрикатов. Раньше мы могли размораживать данную продукцию на столах, а сейчас должны размораживать в бытовых холодильниках. То есть помимо имеющегося оборудования необходимо приобретать еще как минимум три холодильника для разморозки. А если учесть, что в сфере общественного питания тендера идут на один год, и что потом с этим дополнительным оборудованием делать. Вот по хранению одежды, также нет конкретики. В одном пункте указано, что можно хранить на крючках, в другом одежда должна храниться в специальных шкафчиках. Еще указано, что на линии раздачи должна быть температура в 16 градусов, но это же холодно, в тех же санпинах в кабинете директора температура должна быть 21 градусов, а в горячем цеху температура должна быть 5 градусов. Это как? И таких непонятных пунктов много. Для этого мы пригласили представителей санитарной службы и наших предпринимательниц, занимающихся организацией общественного питания. Мы надеемся, что наши замечания будут донесены до разработчиков данных правил, – отметила Ляна Алексеевна.

Руководителя поддержали женщины предпринимательницы, которые отметили, что в настоящее время бизнес сфера общественного питания и без того находится в убытках, так как в связи с карантинными ограничениями 2 года толком не работали.

– Мы только начали работать после вынужденного простоя, у большинства наших женщин предпринимательниц долговые обязательства перед банками, которые они брали перед пандемией для модернизации школьных столовых и закупа нового оборудования. Сейчас наш бизнес только, только начал подниматься, а тут новые требования, которые сейчас опять создадут массу проблем. С теми нормами, которые предусмотрены в этих новых санпинах мы по многим пунктам не согласны, потому что любые нормативно-правовые документы обсуждаются с бизнес сообществом, но никого из наших республиканских коллег к обсуждению не приглашали. Сейчас мы выходим на диалог с Министерством здравоохранения, чтобы внесли поправки. По многим пунктам нет четкой конкретики, они противоречат друг другу, их можно истолковать как угодно, а как известно с января 2023 года заканчивается срок моратория и какие штрафные санкции применительно к МСБ 230 МРП за нарушение санпина, на сегодняшний день это более 700 тысяч тенге. Данный показатель относится ко всем объектам питания, неважно школьная ли это столовая где мы кормим детей за 300 тенге или ресторан где средний чек на человека 15 тысяч, суммы штрафа будут одинаковые. А если к примеру, несколько объектов общепита то штрафы превысят несколько миллионов, – пояснила Л.Турсынова сложившуюся ситуацию.

Заместитель руководителя департамента санитарно-эпидемиологического контроля ЗКО ГульданаКереева заверила, что все возражения предпринимательниц будут доведены до разработчиков.

– Мы не являемся разработчиками данных правил, к нам приходят уже готовые нормативы, на основании, которых мы осуществляем проверки. Все те требования, которые были сегодня озвучены советом деловых женщин, будут отправлены в Министерство здравоохранения и с учетом возражений возможно будут пересмотрены некоторые пункты и внесены соответствующие поправки. Сотрудники департамента и его территориальных управлений руководствуются проверочными листами, где указаны требования, которые должен соблюдать предприниматель, за 30 календарных дней мы уведомляем объект проверки. Если пункты, указанные в Правилах не отмечены в проверочном листе, то сотрудники ДСЭК не имеют права требовать их исполнения. Сам проверочный лист был утвержден и согласован с НПП «Атамекен»в 2018 годуи новых нормативов, тем нет, – объяснила Г.Кереева.

Евгения Максимова

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале