13.02.2024, 12:00
Просмотры: 11

О контроле качества строительства

С начала текущего года в областное управление государственного архитектурно-строительного контроля, чья деятельность заключается в проверке объектов, построенных за счет бюджетных средств, поступило 52 жалобы.

architect-3979490_1280

Фото: pixabay.com

В прошлом году было зарегистрировано 682 обращения – это жалобы, запросы и заявления. Ведомством инициировано 155 административных дел.

В прошлом году управлением совместно с департаментом аудита и ревизионной комиссии проводилась проверка объектов, которые возводились за счет средств государственной казны, а также проведен ряд работ с организацией «Әділдік жолы». Основными причинами жалоб являются: отсутствие первичных разрешительных документов на строительство, низкое качество принятых и строящихся объектов, подписание актов невыполненных работ и т.д.

– По фактам данных нарушений управлением назначено 99 внеплановых проверок. Выдано 69 предписаний об устранении нарушений. За нарушение требований законодательства в сфере архитектуры, градостроительства и строительства в отношении субъектов строительства управлением возбуждено 155 административных дел. Наложены штрафы на сумму 53,7 млн тенге, из них взыскано 51 871 493 тенге, – рассказал руководитель управления государственного архитектурно-строительного контроля ЗКО Азамат Агелеуов.

В текущем году данная работа продолжается, уже поступили 52 жалобы, из них 39 заявлений от физических и 13 – от юридических лиц. На основании поступивших заявлений назначено 15 внеплановых проверок, по восьми выявлены нарушения, три проверки завершены, четыре находятся в работе. По результатам проверок составлено 11 протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение четырех из них приостановлено в связи с обжалованием результатов проверки. Одно административное дело рассмотрено в судебном порядке. Сумма штрафов составила – 830 700 тенге.

– Хотелось бы отметить, что строительство объектов на территории страны и, в частности, нашей области осуществляется в соответствии с правилами организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства, утвержденных приказом Министра национальной экономики РК от 30 ноября 2015 года. Согласно вышеназванным правилам, застройка территорий населенных пунктов осуществляется на основании утвержденных градостроительных проектов. Основным градостроительным документом, определяющим комплексное планирование развития населенных пунктов, является утвержденный генеральный план населенного пункта. Также, согласно закону об архитектурной и градостроительной деятельности, строительство осуществляется по проектной документации, разработанной в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектно-детальной планировки, – отметил спикер.

Мониторинг строящихся объектов и комплексов проводится еженедельно. Самовольное строительство объектов строго запрещается. Были факты, когда застройщик или заказчик, получая архитектурно-планировочное задание и эскизный проект, начинали строительство без проектно-сметной документации или же не ставили в известность управление государственного архитектурно-строительного контроля.

Что касается мер, принятых в отношении технических надзоров: к ряду компаний были применены административные взыскания в виде штрафа и лишение свидетельства об аккредитации. В этом контексте следует отметить, что организации, ранее лишенные свидетельств об аккредитации органами государственного архитектурно-строительного контроля, вновь получают свидетельства об аккредитации и продолжают работу, то есть законом не установлены определенные требования (имеется пробел в законодательстве).

Еще один важный вопрос в сфере строительства касается организаций технического надзора. Согласно закону, на технически и технологически сложных объектах первого и второго уровней ответственности технический надзор должен производиться аккредитованными юридическими лицами, имеющими в своем составе не менее трех экспертов, имеющих аттестат на выполнение технического надзора соответствующего уровня ответственности. Это напрямую влияет на качество работы организаций технических экспертов. Однако стало известно, что с началом строительства объекта технический надзор осуществляют другие эксперты. То есть, это иные эксперты технического надзора, не включенные в реестр аккредитованных экспертных организаций по техническому надзору Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, либо находящиеся в штате другой организации. Заказчик строительства обязан обеспечить объект всеми необходимыми разрешительными документами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан. То есть, заказчики должны обеспечить наличие на объекте экспертов технического надзора организации, ставшей победителем по государственным закупкам и назначенных приказом.

– Если организация не представляет своих экспертов в соответствии с законодательством, в случае отсутствия постоянного надзора необходимо сделать соответствующую отметку и принять соответствующие меры по расторжению договора или обратиться с жалобой в управление государственного архитектурно-строительного контроля. Однако в большинстве случаев, в связи с тем, что от заказчиков такие жалобы не поступают, со стороны управления принять соответствующие меры не представляется возможным, – сообщил спикер.

Арайлым Беккалиева,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале