27.07.2023, 9:30
Просмотры: 129

Онлайн-платформы, реклама и блогеры: что изменилось?

С введением нового закона об онлайн-среде, который активно обсуждается в последнее время, отечественные эксперты высказывают весьма противоречивые мнения. Одни считают, что этот документ закладывает фундамент правового регулирования онлайн-контента, другие – что лишь дублирует уже действующие законодательные акты.

E63197B7-D237-494F-ADDB-02E20CB329DC

Президент К. Токаев подписал Закон от 10 июля 2023 года «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе», который вступит в действие после 10 сентября текущего года. По мнению Фархада Карагусова (член Международной академии сравнительного правоведения (IACL), доктор юридических наук, профессор), его принятие свидетельствует о заметном развитии онлайн-среды в нашей стране, на каком-то этапе потребовавшей особого внимания со стороны государства, принятия мер, направленных на обеспечение безопасности и прозрачности, защиту прав граждан и юридических лиц, охрану публичного интереса. Эксперт считает, что, во-первых, в Законе закладываются основы правового режима онлайн-платформ и регулируются отношения, связанные с их функционированием и использованием в Казахстане; во-вторых, его нормами предусматриваются особенности производства, размещения, распространения и хранения онлайн-рекламы в нашей стране. Для достижения этой цели в нем также четко определены задачи, подлежащие решению с помощью этого нового для нашего общества и государства законодательного регулирования. Их перечень является исчерпывающим, включая в себя обеспечение прозрачности функционирования онлайн-платформ и безопасности информационного пространства РК, недопущение противоправного контента (очевидно, в рамках использования онлайн-платформ и осуществления онлайн-рекламы), а также защита гражданских прав и свобод, в частности, защита детей на онлайн-платформах от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и соблюдение действующего законодательства о персональных данных. Закон также требует, чтобы инфлюенсеры (блогеры) четко маркировали рекламный контент и несли ответственность за распространение фейков.

Блогеры отдельно, журналисты отдельно

Юрист и эксперт в области медиа-права Гульмира Биржанова в свою очередь отмечает, что подобные законы давно существуют во многих европейских и постсоветских странах. По ее словам, в Казахстане тоже пришло время, когда блогеры получают определенные вознаграждения за рекламу, но все это проходит мимо налогов, что было не совсем правильно. Она обращает внимание, что в законе впервые внедрили такое понятие, как «блогер» и «инфлюенсер».

«Надеюсь, с появлением отдельного термина в Казахстане отделят понятие «блогер» от «журналиста». Потому что до этого их ассоциировали», – отмечает эксперт, по мнению которой, внедрение административной ответственности за распространение ложной информации является положительным шагом.

И другие эксперты также считают, что борьба с фейками является очень важной. По их мнению, после внедрения этого закона многие люди начнут осознавать, что хвалебные отзывы о товаре или услуге в интернете – не просто результат личной симпатии блогеров, а платная реклама.

Онлайн-платформу – под правовой режим

«Принципиально важным моментом является то, что Законом вводится государственное регулирование отношений, связанных с созданием и функционированием онлайн-платформ, а также осуществлением онлайн-рекламы. В связи с этим устанавливается конкретная компетенция Правительства и уполномоченного госоргана в этих областях», – отмечает эксперт Ф. Карагусов.

По его словам, Законом предпринята попытка заложить основы правового режима онлайн-платформ: установлено требование о назначении при наличии определенных условий законного представителя собственника онлайн-платформы по взаимодействию с уполномоченным органом (при этом, используется понятие «законный представитель онлайн-платформы», хотя в соответствии с Гражданским кодексом допускается лишь представительство интересов субъекта права, а законный представитель может быть только у не являющихся совершеннолетними или по иным основаниям полностью дееспособными лиц, каковыми субъектами ни одна онлайн-платформа не является); определены обязательные функции для любой онлайн-платформы, заключающиеся в возможностях определения количества пользователей на территории РК и подачи пользователями предусмотренных Законом жалоб с автоматическим подтверждением их получения. Закон регулирует права и обязанности пользователей онлайн-платформ. В данном случае представляется очень прогрессивным и чрезвычайно важным обратить внимание граждан, пользующихся регулируемыми Законом онлайн-платформами, что, помимо других предусмотренных обязанностей, на них возлагаются обязанности проверять достоверность размещаемого или распространяемого контент-материала, а также удалять ложную информацию.

Что такое противоправный контент?

«При этом четко определено, что «противоправным контентом являются: призыв, пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности РК, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, суицида, порнографии, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, идеи сепаратизма, мошенничества, информации, способствующей нарушению межнационального и межконфессионального согласия, а также высказывания, подвергающие сомнению государственность и территориальную целостность РК, информация, раскрывающая государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, и иная информация, запрещенная законами РК». Перечень информации, которая может быть признана противоправным контентом, не является закрытым (исчерпывающим)», – отмечает эксперт.

Общими для всех видов онлайн-рекламы являются требования о том, что онлайн-реклама должна быть идентифицируема и маркирована (причем она должна маркироваться в порядке, определяемом уполномоченным органом), а размещение и распространение онлайн-рекламы осуществляются в соответствии с требованиями Закона РК «О рекламе».

«Закон действительно сформулирован как основной правовой акт, который будет регулировать деятельность онлайн-платформ. Но онлайн-платформы не вне регулирования, – высказывает свою точку зрения управляющий директор ОЮЛ «Ассоциация Цифровой Казахстан» Елена Бычкова на сайте информационной системы «Параграф». – Нисколько не оспаривая значимость проблемы с неконтролируемым размещением незаконного контента в социальных сетях, мошенническими действиями, так называемым «инфоцыганством», хочется специально отметить, что в онлайн-пространстве применимы все основные казахстанские законодательные акты, в целом регулирующие предпринимательскую деятельность, и соответствующее отраслевое законодательство».

Интерфейс за госязык

Этот закон обязывает владельцев интернет-площадок сотрудничать с госорганами в борьбе с недостоверной информацией и уклонением от уплаты налогов. Вводится требование об установке «счетчика» количества пользователей и назначении законного представителя онлайн-площадки по взаимодействию с уполномоченными органами.

Также ключевым вопросом в рамках закона является развитие интерфейса онлайн-платформ на государственном языке, объем контента на котором растет с каждым днем. И контент этот становится все разнообразнее и интереснее. Однако не все онлайн-платформы предоставляют возможность использования интерфейса на казахском языке, отсутствует элементарная возможность в полной мере ознакомиться с пользовательским соглашением.

Без лукавства и близорукости

Эксперт Института анализа социально-политических процессов Женис Каукенов обращает внимание, что некоторые казахстанские правозащитники еще на стадиях обсуждения законодательного пакета в Парламенте называли его «противоречивым», «нелиберальным», «ужесточающим цензуру». Также высказывались мнения, что Закон таит в себе ряд подводных камней и является избыточным в правовом смысле, поскольку, например, ответственность за распространение ложной информации уже прописана в Гражданском, Административном и Уголовном кодексах.

«Доводы, на первый взгляд, разумные и правомерные. Но нельзя не заметить присущих этой логике лукавства и близорукости, желания использовать софистику и схоластику в своих интересах – кому-то «хайпануть», кому-то получить финансовую выгоду. Развитие соцсетей и технологий искусственного интеллекта не оставляет сомнений в быстром расширении возможностей манипулирования сознанием граждан, сеяния паники, распространения фейков. Это раз. Никто не снимает ответственности государства за мир, спокойствие, общественное согласие и единство, соблюдение моральных устоев, законности и правопорядка. Это два», – подчеркивает Ж. Каукенов.

Маргарита Орлова
(подготовлено по материалам zakon.kz, kazpravda.kz и baigenews.kz)

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале