1.08.2023, 11:56
Просмотры: 167

Пациенты спрашивают – фонд отвечает

Западноказахстанцы активно интересуются возможностями страховой медицины через ФСМС – Фонд соцмедстрахования. Это и понятно, раз платишь взносы – должен знать, на какие цели расходуются средства и какие бесплатные медуслуги можно получить. На актуальные вопросы по данной теме ответы предоставили специалисты ФСМС (fms.kz).

868594224964e693034f556e2f80b563_original.175527

«Как получить статус застрахованности студенту, обучающемуся в зарубежном вузе?»

Ответ:

«Для актуализации данных по категории «студент», Министерством науки и высшего образования РК разработан сервис на портале электронного правительства egov.kz по регистрации студентов, обучающихся в зарубежных вузах. Студенту необходимо подать заявку посредством электронной цифровой подписи на портале электронного правительства egov.kz в разделе «Регистрация студентов, обучающихся за рубежом» с прикреплением подтверждающего документа (справка с места учебы). Статус застрахованности присваивается при наличии текущих платежей ОСМС».

«Как получить статус застрахованности физлицу, прошедшему срочную службу в рядах Вооруженных сил РК, но не внесенному в информационную систему «СУЛ» – специализированный учет лиц?»

Ответ:

«Согласно Закону РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» военнослужащие освобождаются от уплаты взносов на ОСМС - обязательного соцмедстрахования. В период службы в рядах Вооруженных сил данные военнослужащих вносятся в ИС «СУЛ» и в ИС Фонда им присваивается статус страхования в системе ОСМС. Если данные военнослужащего в период его службы не внесены в ИС «СУЛ» и он не застрахован, то им подается заявление в Фонд об аннулировании задолженности за период воинской службы с приложением копии военного билета. Статус застрахованности присваивается при наличии текущих платежей ОСМС».

«Как получить статус застрахованности трудовому мигранту из страны-участника договора ЕАЭС – Евразийского экономического союза?»

Ответ:

«Согласно Закону об ОСМС иностранцы и члены их семей, временно пребывающие на территории РК в соответствии с условиями международного договора, пользуются правами и несут обязанности в системе ОСМС – обязательного соцмедстрахования наравне с гражданами Казахстана, если иное не предусмотрено законами или другими документами. При этом членами семьи трудового мигранта являются совместно проживающие супруг (супруга) и дети. Данный пункт применим к трудовым мигрантам из стран ЕАЭС (Россия, Беларусь, Армения, Кыргызстан). В соответствии с договором ЕАЭС, социальное страхование трудящихся этих государств осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Фонд аннулирует задолженность по трудовым мигрантам на основании следующих документов: заявление, копия трудового договора, копия разрешения на временное проживание (РВП), где целью пребывания указывается «работа». Членам семьи трудового мигранта также необходимо предоставить заявление, свидетельство о браке, ТД супруга, РВП (где должна быть запись о членах семьи трудового мигранта). При этом неработающий член семьи участвует в системе ОСМС в качестве самостоятельного плательщика. Статус застрахованности трудовому мигранту присваивается при наличии платежей на ОСМС от работодателя с месяца осуществления трудовой деятельности».

 

10 щекотливых ситуаций, с которыми пациенты нередко сталкиваются при посещении поликлиники.

  1. Ваш статус в системе ОСМС «Застрахован», но в поликлинике говорят, что вы не застрахованы. Не переживайте! Возможно, это техническая ошибка и данные о вашем статусе просто не были обновлены в медицинской информационной системе поликлиники.

Что делать в такой ситуации? Открываете один из официальных ресурсов Фонда – @SaqtandyryBot в Telegram, мобильное приложение Qoldau 24/7 или заходите в личный кабинет на eGov.kz. Вводите свой ИИН и получаете выписку по взносам в систему ОСМС за последние 12 месяцев. Если все платежи имеются, и ваш статус «Застрахован», обратитесь в Службу поддержки пациентов для разрешения вопроса. Можно показать квитанции об оплате, если они имеются под рукой. Также можно обратиться в Фонд медстрахования по номеру Единого контакт-центра «1414» для проверки статуса. Если все-таки имеются неуплаченные периоды за последний год, оплатите взносы за все пропущенные месяцы, чтобы восстановить статус. После уплаты задолженности он обновляется в течение 3-х рабочих дней. Значит, попасть на прием к врачу сразу не сможете, нужно будет перезаписаться на другой день.

  1. Вы застрахованы, исправно платите взносы на ОСМС, но все равно не выдают направления на консультации узких специалистов или на обследования.

Возможно, у вас просто нет для этого медпоказаний. Решение о направлении пациента на консультативно-диагностические услуги принимает врач, исходя из симптомов, имеющегося диагноза и с учетом клинических протоколов. Если у вас есть медицинские показания, но вам при этом отказывают в направлениях, обратитесь в Службу поддержки пациентов при поликлинике для разрешения этой ситуации. В ином случае можете оставить жалобу, позвонив на «1414».

  1. Вам выдали направление на обследование или консультацию узкого специалиста, но записи туда на ближайшее время нет. В результате предлагают подождать неопределенное время.

Раньше пациенты могли получать услуги только в своей поликлинике – по месту прикрепления или им приходилось ждать квоту на дорогостоящее обследование в определенный диагностический центр. Сегодня, если поликлиника не может предоставить плановую медпомощь своевременно – в двухнедельный срок, пациенту должны выдать направление в другую медорганизацию по договору соисполнения для получения необходимой консультативно-диагностической помощи. Если вам отказывают в этом, обратитесь в Службу поддержки пациентов или к заместителю главного врача по лечебной части для разрешения вопроса. В ином случае оставьте обращение в ФСМС через официальные каналы обратной связи – на сайте fms.kz в разделе «Отправить запрос», через мобильное приложение Qoldau 24/7 или, позвонив по номеру единого контакт-центра «1414».

  1. Вам предлагают заплатить за медуслуги, которые предусмотрены в ГОБМП - гарантированном объеме бесплатной медпомощи или в пакете ОСМС. Например, доплатить за диск и пленку с результатами КТ/МРТ, пройти УЗИ-обследование на платной основе, потому что в ближайший месяц туда нет записи и т.д.

В таких ситуациях необходимо сразу же обратиться в Службу поддержки пациентов или к заместителю главврача по лечебной части своей поликлиники и попросить обоснованный отказ в оказании медуслуги. Если вопрос остается неразрешенным, можете направить жалобу в Фонд и дождаться официального ответа. Обычно это занимает от 1 до 5 рабочих дней, в зависимости от сложности вопроса и необходимости проведения внепланогового мониторинга. Оплата с вашей стороны будет означать согласие на получение платных услуг, поэтому вернуть внесенные средства уже не получится. В любом случае, сообщите об этом факте в ФСМС, чтобы с данной медорганизацией могли провести соответствующую разъяснительную работу и не допустить подобные ситуации в будущем с другими пациентами.

  1. Деньги на медуслуги закончились, лимит выделенных средств исчерпан, приходите в следующем месяце. Как часто вы получаете отказы в медпомощи, мотивированные таким образом?

Не существует лимитов на медпомощь. Если у вас есть медпоказания к проведению обследования или консультация узкого специалиста, ваш участковый врач должен выдать направления к специалистам своей поликлиники либо направить в другую медорганизацию по договору соисполнения.

  1. Вы обратились в поликлинику с острой болью, обострением хронического заболевания, травмой или с симптомами ОРВИ, но вам отказывают в оказании медпомощи, ссылаясь на отсутствие статуса в системе ОСМС.

В экстренных ситуациях, когда пациенту требуется незамедлительная первая медпомощь, ни местонахождение медорганизации, к которой вы прикреплены, ни статус застрахованности в системе ОСМС не имеют значения. Пациент может самостоятельно обратиться в фильтр-кабинет ближайшей поликлиники или вызвать бригаду скорой медпомощи на дом, может обратиться в травматологический пункт или приемный покой ближайшей ургентной клиники. Информацию по таким клиникам можно получить, позвонив по номеру «103».

  1. Вы состоите на Д-учете с социально значимым или хроническим заболеванием, но вам отказывают в обследованиях, не направляют на консультацию к другим профильным специалистам, ссылаясь на отсутствие статуса застрахованного.

Пациенты с хроническими или социально-значимыми заболеваниями, состоящие на Д-учете, получают всю необходимую медпомощь, включая бесплатное лекарственное обеспечение, вне зависимости от статуса застрахованности. Но только в рамках своего заболевания, по которому пациент состоит на учете и согласно рекомендациям клинического протокола. Для получения плановой медпомощи по другим состояниям и заболеваниям необходим статус застрахованности. Если вас еще не поставили на Д-учет, для прохождения обследований и подтверждения диагноза узкими специалистами, вам понадобится статус. Вся плановая консультативно-диагностическая помощь оказывается за счет ОСМС.

  1. Врач рекомендовал получить статус «Застрахован» и сказал, что для этого нужно оплатить взносы на ОСМС, начиная с 2020 года.

На самом деле для получения статуса должны быть оплачены взносы за последние 12 месяцев года или за пропущенные в этот период отдельные месяцы, если вы платили нерегулярно. Если вы ни разу не платили взносы на ОСМС, вы можете не платить задолженность за прошедший год. Вместо этого вам достаточно оплатить взносы за 12 будущих месяцев, включая текущий месяц. Статус будет предоставлен вам в течение 3-х рабочих дней и будет активен весь оплаченный период.

  1. Вам отказывают в проведении скрининга из-за отсутствия статуса застрахованности.

Чтобы пройти скрининг на раннее выявление некоторых онкологических заболеваний, действительно, нужно иметь статус застрахованности. Но есть скрининговые обследования, доступные незастрахованным пациентам в возрасте от 30 до 70 лет. Это измерение внутриглазного давления по Маклакову или бесконтактная пневмотонометрия, определение общего холестерина и глюкозы, ЭКГ, а также прием терапевта для интерпретирования полученных результатов.

  1. Вы входите в льготную категорию граждан, за которых взносы на ОСМС платит государство, но в системе статус вам не присвоен.

Льготный статус присваивается гражданам на основании включения их в соответствующие реестры и базы. Все зависит от категории плательщика. Например, студенты очных отделений должны быть включены в Национальную образовательную базу данных (НОБД), а беременные женщины в Регистр беременных и женщин фертильного возраста (РБиЖВФ). Если данных пациента нет в соответствующих базах и Фонд не получил сведения из информационных систем госорганов, то присвоить льготный статус невозможно. В такой ситуации студентам необходимо обращаться в деканат своего учебного заведения, а женщинам встать на учет по беременности. Если у вас есть дополнительные вопросы или необходима более подробная консультация, звоните по номеру единого Контакт-центра ФСМС «1414».

Галина КАРЕНСКИХ,

zhaikpress.kz

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале