4.10.2022, 12:28
Просмотры: 433

Почему плохие дороги?

Ежегодно по республике выделяется порядка 500 млрд тенге на строительство и ремонт автомобильных дорог, но при этом качество дорог не улучшается. В чем причина такого положения дел обсудили на брифинге, организованным РОО «Әділдік жолы» с участием представителей антикоррупционной службы, общественных объединений и ответственных за дорожную сферу государственных органов.

InShot_20221004_121703921

Открывая мероприятие региональный представитель республиканского общественного объединения «Әділдік жолы» Бауыржан Ахметжан отметил, что несмотря на ежегодное выделение порядка 500-600 млрд.тенге, на строительство и ремонт автодорог, вопросы качества дорог и их доступности остаются открытыми.

InShot_20221004_121647011

Согласно проведенному общественниками анализу имеющиеся проблемы носят как отраслевой, так и межотраслевой характер. В частности, это связано с долгим сроком финансирования - бюджетная заявка, конкурсные процедуры, разработка ТЭО, заключение на ТЭО, бюджетная заявка на ПСД, конкурсные процедуры, разработка ПСД, экспертиза ПСД, бюджетная заявка на СМР, утверждение бюджета, конкурсные процедуры на СМР и инжиниринговые услуги. Освоением выделенных средств, которые требуют заказчики несмотря на технические сложности, климатические и погодные условия, что также влияет на качество дорог. Отсутствием достаточного количества специализированных дорожно-строительных компаний. Дорожно-строительные компании работают от тендера к тендеру, с ростом цены на расходные материалы на период строительства многие компании не заинтересованы обновлять специализированную дорогостоящую технику и повышать компетенцию кадров из-за экономии средств.

InShot_20221004_121632652

Отсутствием на достаточном уровне ответственности при контроле качества дорожно-строительных материалов, качества технологического надзора за ходом строительства и ремонта. Отсутствием системы контроля в период гарантийного срока эксплуатации и зависимостью лабораторий по контролю качества дорожно-строительных материалов, а также услуг технологического надзора от заказчиков, государственных уполномоченных органов по выдаче лицензий и аккредитаций. Размытостью ответственности среди участников таких как заказчик, подрядчик, субподрядчик, авторский надзор, технологический надзор, испытательная лаборатория, ответственность которых, в основном, закрепляется договорными обязательствами только на период строительства и ремонта. При этом, строит и ремонтирует одна компания, а обслуживает другая без учета гарантийного срока эксплуатации. А также отсутствием системы подготовки кадров для дорожного строительства как для дорожно-строительных компаний, так и для уполномоченных государственных структур, отвечающих за развитие и качество дорожных активов. Но, важной проблемой дорожно-строительной отрасли является высокий уровнем коррупции из-за несовершенства НПА в дорожной сфере, размытой ответственностью и слабым контролем. Филиалом РОО «Әділдік талап ет!» по ЗКО совместно с Антикоррупционной службой реализован проект о выявлении проблем и коррупции в автодорожной отрасли. Мониторинг был проведен на основании сведений, полученных от: местных жителей, сообщивших о нарушениях в соцсетях и на сайт ОО «Әділдік жолы», акимата области, который представил список дорог, находящихся на гарантии, Антикоррупционной службы ЗКО, членов Общественного совета области, по спискам дорог, которые были отобраны из портала на основании договоров госзакупок. Всего на номер колл-центра 1463 и сайт adildik.kz поступило 166 информаций от жителей. Бауыржан Ахметжан отмечает, что из портала goszakup.gov.kz следует, что ежегодно на эти цели трансферты из республиканского и областного бюджетов увеличиваются: в 2020 году – 26,6 млрд., 2021 году – 57,8 млрд. и 2022 году – 84,8 млрд. тенге, за три года 172,1 млрд. тенге. Но между тем количество обращений от жителей на некачественные дороги не уменьшается. В рамках реализации проекта был проведен мониторинг сельских дорог в 25 селах 6-ти районов ЗКО по итогам которого были установлены нарушения.

InShot_20221004_121607590

– На строительство дороги в п.Таскала Таскалинского района предусмотрено 236 млн.тенге. Работы выполняются не качественно, не соблюдены необходимые процедуры и требования, имеется завышение цен на материалы. Подрядчик ТОО «Жайык Сити». Реконструкция внутри поселковых автомобильных дорог в с.Казталовка Казталовского района сумма работ 465,2 млн.ТОО «ШамШың». Работы проведены не в полном объеме, асфальтовое покрытие имеет просадки и образовались ямы. Протяженность всех улиц должно было быть 3 559 метров, однако из общей длины не хватает почти 500 метров. Сервисное обслуживание автомобильной дороги областного значения «Чапаево – Жангала - Сайхын», 0-337 км. Договор заключен сроком на 5 лет по ГЧП на 1,1 млрд., из них затраты на текущий ремонт 639,5 млн., затраты на содержание – 474,8 млн. На ремонтные работы заказчиком по объекту оплачено 639,5 млн., которые фактически не проводились. С 2021 года на отрезке дороги длиною 50 км проводится ремонтные работы, в связи с чем работы по текущему содержанию не производятся. Капитальный ремонт улицы К.Михановой в г.Уральск в 2020 году, сумма работ 282,1 млн. ТОО «ШамШың». От ул. Махамбет акына до ул. Г. Курмангалиевой ремонт ул. Миханова примерно 62 метров не выполнен. Капитальный и средний ремонт автомобильной дороги в с.Мичуринское района Байтерек в 2020г. сумма работ 565,1 млн.тенге ТОО «Адал Арна», ремонт улицы Подстанционная (длина 340 м) не выполнен. Дорога между улицами Подстанционная и Производственная длиною 47 метров также не асфальтирована, хотя указана в рабочем проекте. Более того, в начале улицы Подстанционная незаконно построен жилой дом, что закрывает дорогу, и улица превращена в тупик. Капитальный и средний ремонт автомобильных дорог в с.Асан района Байтерек в 2020 на 1,1 млрд. тенге подрядчик ТОО «Адал Арна» должен был сделать ремонт улицы Абылай хана, но не выполнен до конца, прямо на месте, где должна быть построена дорога в середине ул. Абылай хана возводят многоэтажный дом (таунхаус). По рабочему проекту ул. Абылай хана соединяется с ул. Самал (мкр.Старый аэропорт г.Уральск), т.е. должны были построить автодорогу протяженностью 360 м. между этими улицами. К нам обратились жители, которые сообщили, что незаконно строят автодороги в элитном коттеджном районе с.Асан, так как земля принадлежит частному лицу, который продает за 6-10 млн. тенге эти земли по 10 соток. Были переданы обращения в Прокуратуру района, ГАСК и Департамент по управлению земельными ресурсами. Средний ремонт 4 улиц п.Жангала Жангалинского района на сумму 276,6 млн. подрядчик ТОО «АнушҚұрылыс», срок 3 месяца, но, работы только начаты, отсутствует техника и рабочие. Средний ремонт дороги 14 км. от п.Жангала до с.Копжасар Жангалинского района на сумму в 909 млн.тенге, подрядчик ТОО «АнушҚұрылыс», заказчик ОЖКХ перечислил 85 млн. в качестве аванса. Однако, работы вообще не начаты, отсутствует техника, рабочие и материалы. Капитальный ремонт подъездной дороги 674 м. к с.Тукпай Теректинского района на сумму 115 млн.тенге подрядчик ТОО «АнушҚұрылыс». Срок завершения работ – 29.07.2022 г. дорога до сих пор не сделана. Капитальный ремонт подъездной дороги 1 км. к с.Айтиево Теректинского района на сумму 157 млн. тенге -ТОО «АнушҚұрылыс», срок завершения работ – август 2022 г. дорога до сих пор не сделана. Средний и капитальный ремонт подъездной автомобильной дороги к селу Октябрьское и Жамбыл района Байтерек в августе 2021 г. на сумму 446,1 млн.тенге также ТОО «АнушҚұрылыс». Ремонт дороги к селу Октябрьское только начат, подготовлено дорожное основание. Однако работы по асфальтированию дороги к селу Жамбыл даже не начинались. Часть старой асфальтной дороги от трассы Самара – Шымкент до поворота на с.Жамбыл в таком же состоянии. Капитальный ремонт дорог ул.Молодежная г.Аксай Бурлинского района сумма работ 148,5 млн.тенге, подрядчик ТОО «Жайык Сити» Ремонт ул.Молодежная еще не начата, тогда как прошло уже 3 месяца. Не обнаружили ни единой техники, рабочих, которые работают по данному объекту. Капитальный ремонт автомобильной дороги 19 улиц в с. Шынгырлау Шынгырлауского района, стоимость работ 1 млрд.тенге срок исполнения 6 месяцев, подрядчик ТОО «Ануш-Құрылыс». Однако, ремонт 19 улиц только начат, а именно снят старый грунт, не обнаружили ни единой техники, рабочих и т.д. которые работают по данному объекту, тогда как срок прошел 1 сентября. Средний ремонт участка улицы Сарайшык 560 м.- ТОО «Адал Арна» Лот и конкурс отсутствуют на портале. Капитальный ремонт внутрипоселковых автомобильных дорог с.Махамбет, района Бәйтерек 603,7 млн. ТОО «ДСК приоритет», работы не выполнены в полном объеме, – рассказал о выявленных нарушениях Бауыржан Ахметжан.

InShot_20221004_121617419

Общественник отметил, что по всем фактам направили обращения в Антикоррупционную службу, прокуратуру, ДВГА, ГАСК и другие уполномоченные органы. И уже появились первые результаты: ОЖКХ Теректинского района 27.08.2022 г. обратился в СМЭС о признании ТОО «Ануш Құрылыс» недобросовестным поставщиком.

Согласно проведенному опросу экспертов дорожной отрасли, заказчиков и подрядчиков были обозначены следующие проблемные вопросы: 1) нехватка битума, 2) – нехватка щебня, 3) не качественный битум (не липучий, перемешан с автомаслом бу), производимый в Казахстане. Тогда как запрещенный на импорт битум из РФ более качественный и дешевый. 4) использование подрядчиками более дешевых строительных материалов (битум, щебенка). 5) Конкурс проводится и договор заключается очень поздно, примерно в апреле, мае или июне, что также отодвигает сроки начала работ, что влечет затягивание ремонта, попадание на неблагоприятный сезон. Отсутствие конкретного контроля со стороны заказчика – ЖКХ, акимата района, уполномоченных и органов и общественности.

– В ходе работы совместно с экспертами мы выявили, что подрядчики используют более дешевый строительный материал. Негласно нам объяснили, что подрядчики это делают, потому что экономят – так как до 30% от суммы договора они должны отдать з в виде отката. Поставщики стройматериалов фактически отправляют им щебень не марки М-1200, более дорогой, а более дешевый, марок М-400 или М-600. Но в документах и сертификатах указан тот, который должен быть по ПСД. При этом в местах, где берутся пробы – керноотборником для проверки, подрядчики укладывают слои нужного щебня, и в результате сдают свои дороги без проблем, – заявил Б.Ахметжан.

По всем фактам выявленных нарушений общественники направили обращения в Антикоррупционную службу, прокуратуру, ДВГА, ГАСК и другие уполномоченные органы. Работа в данном направлении продолжается.

Евгения Максимова, 

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале