20.01.2023, 12:15
Просмотры: 184

Почему происходят аварии?

Неудовлетворительное содержание дорог, отсутствие необходимой инфраструктуры, несоблюдение правил дорожного движения – об основных причинах, способствующих возникновению ДТП, а также о мерах, принимаемых МВД РК для снижения аварийности на дорогах, рассказал начальник департамента полиции, генерал-майор Махсудхан Аблазимов.

ablazimov

– Махсудхан Нугманович, расскажите о ситуации на казахстанских дорогах в целом и по нашей области, какова статистика за прошедший год?

– По итогам 2022 года, в целом по республике наблюдается рост дорожно-транспортных происшествий на 6% (с 13 940 до 14 834), погибших в них граждан – на 7% (с 2 270 до 2 425) и раненых – на 6% (с 18 096 до 19 135). По нашей области по итогам прошлого года рост ДТП составил 16% – с 319 до 370 случаев, при этом незначительно снизилось (на 1%) число погибших в них граждан с 102 до 101 и раненых – на 3,4% с 447 до 432.

– Каковы основные причины аварий?

– Основная масса совершаемых ДТП происходит по вине водителей, что составляет порядка 60% по стране и 93% по ЗКО, у нас очень низкая транспортная дисциплина. Из общего количества ДТП в 77 случаях (20,8%) были нарушены правила проезда перекрестков и пешеходных переходов, из-за несоблюдения скоростного режима произошло 73 ДТП (19,7%), несоблюдение дистанции привело к совершению 21 ДТП (5,7%), неверный маневр при обгоне или смене полосы движения стал причиной 56 ДТП (15,1%).

– На недавнем брифинге СЦК заместитель министра МВД Игорь Лепеха отдельно остановился на неудовлетворительном содержании автомобильных дорог, отметив, что это также является одной из причин ДТП. Как с этим обстоит ситуация в нашей области?

– Неудовлетворительное содержание дорог, их несоответствие, как и отсутствие должной дорожной инфраструктуры, является одной из самых острых проблем и причиной аварий.  Большинство дорог построено по старым стандартам, еще в советское время, за эти годы потоки машин возросли в сотни раз, а реконструкция дорог под такой объем транспорта не проведена. Проведенный в МВД анализ показал, что почти каждое четвертое ДТП было совершено по причине неудовлетворительного состояния дорожной инфраструктуры. Как было отмечено, решить данную проблему можно путем строительства на загруженных направлениях многополосных дорог с разделительными ограждениями. Наглядным примером тому, как современные дороги позволяют не только создать более комфортные условия для дорожного движения, но и минимизировать риск дорожно-транспортных происшествий, является трасса «Астана-Щучинск». До реконструкции на этом участке очень часто случались аварии, погибали люди. После реконструкции в прошлом году на данном участке было зарегистрировано в 3 раза меньше ДТП, как, соответственно, погибших и раненых в них граждан. На сегодня протяженность дорог по стране с 4 и более полосами движения, а также барьерными и разделительными ограждениями, составляет всего 3 тыс. км. Это дороги 1 категории, в общем масштабе страны это всего лишь 2%. На сегодня необходимо еще более 6 тыс. км двухполосных дорог перевести в многополосные. По нашей области, ни для кого не секрет, самая опасная трасса – это «Уральск – Атырау». Львиная доля всех ДТП с тяжелыми последствиями происходит именно здесь. За последние годы в области значительно выросла интенсивность движения грузового транспорта по дорогам международного и республиканского значения. При этом указанные дороги относятся к 3 технической категории – когда ширина проезжей части составляет 7 метров, тогда как согласно требованиям СНИП РК 3.03.09-2016 «Автомобильные дороги», дороги должны быть как минимум 2-й технической категории с шириной проезжей части 9 метров. Увеличение интенсивности движения грузового транспорта, скорость которого согласно ПДД РК не должна превышать 70 км/ч, вынуждает водителей иного транспорта, которому разрешается движение со скоростью 100 км/ч, прибегать к обгону с выездом на полосу встречного движения. При этом грузовой транспорт, осуществляющий международные перевозки, передвигается в составе колонн из нескольких фур, что также создает дополнительные трудности для водителей и увеличивает время нахождения ТС при обгоне на встречной полосе. Вопрос перевода автодороги «Уральск – Атырау» в 1 техническую категорию уже проработан, в настоящее время разрабатывается ПСД. Автодорога международного значения «Самара – Шымкент» на двух участках общей протяженностью 250 км (194-251км и 330-526 км), остается в 3-й технической категории (ширина – 7 метров). Вопрос по данной автодороге по-прежнему открыт. Зимой количество ДТП здесь увеличивается, так как на трассе образуется наледь.

авария1

– Какие дорожные проблемы можете отметить в областном центре? На том же брифинге замминистра МВД подверг критике состояние пешеходной инфраструктуры, а точнее ее отсутствие.

– С участием пешеходов зарегистрировано 126 ДТП, по сравнению с 2021 г. рост составил 32,6%, в которых погибло 14 человек и 117 получили ранения. Из-за отсутствия элементарных условий граждане вынуждены переходить дороги в необорудованных местах либо двигаться по краю проезжей части там, где нет тротуаров и освещения. Все это приводит к трагическим последствиям, гибели и травмам пешеходов. Необходимо отметить крайне плохое освещение городских улиц, фонари горят не все, а те, что работают, ничего толком не освещают, есть улицы, где освещение полностью отсутствует. В сумерках, когда люди возвращаются домой, практически ничего не видно, все торопятся – водители и пешеходы, в это время происходит больше всего ДТП с участием пешеходов, а также рано утром, в условиях плохой видимости. Дорожная разметка нанесена только на центральных улицах, пешеходные переходы не видны.

Нельзя не отметить и низкую дисциплину самих пешеходов на дорогах, которые ответственны за сохранение жизни и здоровья. Порой, пренебрегая элементарными правилами дорожного движения, пешеходы подвергают себя и детей опасности. По вине пешеходов произошло 26 ДТП, в которых погибло 4 человека и 22 травмировано. Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к самым уязвимым участникам дорожного движения – пешеходам. Будьте бдительны и ответственны за свою безопасность на дорогах, переходите дорогу строго в установленных местах.

– Какие меры принимаются МВД для улучшения ситуации в сфере дорожной безопасности и что сделано в данном направлении в нашей области?

– В надзоре за дорожным движением мы активно переходим на цифровые технологии. Так, в ЗКО установлено 94 камеры автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения. С их помощью выявлено более 104 048 нарушений, что на 56,8% больше, чем за 2021 год. Наряду с этим, от сплошного контроля за дорожным движением мы переходим к методам, которые позволяют нам точечно выявлять злостных нарушителей порядка на дорогах. Для этих целей была разработана и успешно внедрена аналитическая программа «Suncar Smart Qorgau», которая запущена в Уральске с 6 декабря 2022 года. Данная программа на базе установленных  автоматических систем фиксации скорости «Призма-Stos» анализирует и выводит информацию на планшеты сотрудников БПП. В режиме реального времени она отслеживает и сигнализирует о появлении в зоне патрулирования автотранспортных средств, представляющих интерес для полиции. С момента запуска указанной системы были установлены и задержаны 215 ТС, у владельцев которых имелась задолженность по 684 адм. штрафам на общую сумму 12 млн 614 тыс. тенге, водворено на специализированную стоянку 25 ТС, задержаны 4 водителя не имеющие права управления ТС, а также 2 водителя без полиса страхования гражданско-правовой ответственности.

Еще одним эффективным решением является использование патрульных автомобилей, оборудованных автоматическими радарными устройствами – «Аркан». Данное оборудование позволяет полиции на маршрутах патрулирования без остановки правонарушителей фиксировать факты превышения скорости. Информация о выявленном нарушении сразу же передается для обработки на центральный сервер базы данных. Система в автоматическом режиме осуществляет сверку с базами криминальных автомобилей и неплательщиков штрафов. При этом исключены возможности удаления выявленных нарушений, а также прямой контакт сотрудников и водителей.  Работа по всему спектру направлений в сфере обеспечения дорожной безопасности нами будет продолжена. Министерством выработан комплекс мероприятий по улучшению ситуации в сфере дорожного движения. Так, в целях применения эффективных мер административного воздействия к «злостным» нарушителям Правил дорожного движения, разработан пакет поправок в Кодекс об административных правонарушениях, исключающих возможность оплаты штрафа с 50% скидкой для лиц, имеющих 5 и более нарушений правил дорожного движения в течение календарного года. Сейчас в МВД идет работа над законодательными поправками, улучшением организации работы строевых подразделений по взаимодействию с государственными органами и общественностью, разрабатываются новые методики по профилактике дорожной безопасности, в том числе с помощью современных цифровых решений.

– Спасибо за интервью.

Беседовала
Евгения Максимова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале