28.02.2023, 9:45
Просмотры: 390

Пограничная инфраструктура нуждается в модернизации

В  РПП «Атамекен» прошло заседание Комитета энергетики и логистики, где обсуждались вопросы развития и  модернизации пограничных пунктов пропуска с учетом формируемых транснациональных коридоров в рамках ЕАЭС.

атамекен - совещание (1)

Всего на казахстанско-российской государственной границе функционируют 30 автомобильных пунктов пропуска, из них 6 расположены в Западно-Казахстанской области. 3 ПП – «Сырым», «Таскала» и «Аксай» имеют статус многосторонних международных и 3 пункта – «Шаган», «Жанибек» и «Орда» двухсторонних межгосударственных. Заместитель начальника департамента пограничной службы по ЗКО, полковник Талгат Шаймарданов сообщил, что за 2022 год через указанные пункты пропуска въехало и выехало из страны   2 732 072 лиц и 1 057 966 транспортных средств.

– Согласно Концепции развития транспортно-логистического потенциала РК до 2030 года предусмотрена реконструкция и  повышение пропускной способности пунктов пропуска через границу с РФ, в том числе с обустройством «зеленых коридоров» на пограничных автомобильных пунктах пропуска. Заказчиком проектов является ФАО «НК «КазАвтоЖол» по ЗКО. По первому этапу на 2023-2025 годы заключены договора с проектными организациями на разработку проектно-сметной документации  по ПП «Сырым» на сумму 56,8 млн тенге,  ПП «Таскала» на 56,7 млн тенге, ПП «Аксай» заключен и расторгнут договор в 2022 году, сумма составляла 61,0 млн тенге. Из-за отсутствия финансирования разработка ПСД приостанавливалась. На сегодняшний день работы по ПП «Сырым» и «Таскала» возобновлены и выполнены на 70%, завершение запланировано на  3-й квартал 2023 года. По второму этапу на 2025-2030 годы планируется объявить тендер на разработку ПСД по модернизации остальных пунктов пропуска в 2023 году, – сообщил полковник Т.Шаймарданов.

sysym-6

Пункт пропуска «Сырым» расположен в Красновском сельском округе района Бәйтерек, имеет 10 полос движения, 2-этажное административное здание 2003 года постройки. Пропускная способность составляет порядка 10 тыс. человек и 5 тыс. единиц транспорта в сутки. Годовая интенсивность за 2022 год составила 912 тыс. человек и 502 тыс. единиц транспортных средств. В рамках модернизации здесь планируется строительство нового административного здания, оснащенного современным оборудованием, подведение коммунальной инфраструктуры. Также запланировано обустройство новой досмотровой площадки, санитарно-карантинного пункта, ангара для углубленного досмотра, питомника для служебных собак и строительство подъездных путей со стороны РК и РФ не менее 1-1,5 км с 4-6-полосным движением. Предварительная стоимость строительно-монтажных работ составляет более 5 млрд тенге.

Пункт пропуска «Таскала» расположен в Таскалинском районе, имеет 8 полос движения, двухэтажное административное здание 2001 года постройки. Пропускная способность составляет порядка 3 тыс. человек и 1 тыс. единиц транспорта в сутки. Годовая интенсивность в прошлом году составила 185 тыс. человек и 67 тыс. ед. транспортных средств. В рамках модернизации планируется реконструкция существующего административного здания, строительство подъездных путей со стороны РК и РФ не менее 1,5 км с 4-полосным движением и т.д. Предварительная стоимость строительно-монтажных работ составляет порядка 3 млрд тенге.

В ходе совещания представитель департамента экономических расследований по ЗКО Эльдар Распаев обратил внимание на нарушения, допускаемые логистическими компаниями при транспортировке зерна через нашу область из Российской Федерации в третьи страны. По словам Э. Распаева, в товарно-сопроводительных документах существенно занижается объем перевозимого продукта, цель указания в ТСД недостоверных данных – обход налогообложения. Эльдар Распаев напомнил предпринимателям о необходимости соблюдения налогового законодательства во избежание неблагоприятных для себя юридических последствий.

Заместитель начальника департамента государственных доходов по ЗКО Жунус Кунчаев отметил, что только за один день сотрудниками ДГД было выявлено два факта занижения веса перевозимого груза. Неуплаченная сумма НДС будет взыскана с компании перевозчика.

– Через нашу область идет транзит зерна из РФ, так как там зерно намного дешевле, то логистическим компаниям выгодно перевозить зерно через РК в другие страны, часть зерна остается у нас. Но при этом они указывают вес груза, к примеру, 25 тонн, хотя по факту фуры идут груженные полностью, а их грузоподъемность значительно больше, соответственно, НДС они оплачивают только на 25 тонн. Пограничные пункты не оснащены весовым оборудованием. Чтобы установить такое оборудование требуются дополнительные средства. Пункты пропуска относятся к АО «НК «КазАвтоЖол», это не государственное учреждение. Вопрос оснащения ПП весами ранее не поднимался и, насколько известно, в рамках проводимой модернизации пунктов пропуска дополнительные суммы на установку весового оборудования не заложены, – пояснил Ж. Кунчаев.

Для установления точного веса перевозимого груза сотрудникам ДГД необходимо сопровождать транспортное средство до ближайшего пункта транспортной инспекции, где имеются специальные весы. На все это требуется дополнительное время. При наличии соответствующего оборудования на пунктах пропуска налоговая служба сможет проверять каждую машину, это исключит возможность провоза неучтенного груза, грузоперевозчики будут указывать в сопроводительных документах фактический вес, что значительно пополнит налоговые отчисления в бюджет. Помимо всего прочего, многотонные большегрузы наносят существенный вред дорогам области и это также должно учитываться, но транспортная инспекция не останавливает на проверку каждый грузовик, так как это создаст на дороге заторы. Таким образом, наличие весового оборудования на пунктах пропуска может сразу решить несколько проблем.

Евгения Максимова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале