9.01.2024, 9:45
Просмотры: 166

Права и интересы – под защитой

Департамент торговли и защиты прав потребителей МТИ РК ЗКО вправе проводить внеплановые проверки субъектов бизнеса по фактам нарушений прав потребителей, а также привлекать продавцов к административной ответственности по результатам проведенных проверок, согласно соответствующим статьям Кодекса РК «Об административных правонарушениях». Об этом было заявлено на недавнем брифинге руководителем департамента торговли и защиты прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК по ЗКО Эльмирой Киматовой.

6499313a7c1ba606710418

Источик фото: Вечерний Алматы

 

Так, по словам спикера, за 2023 год поступило 534 письменных обращения, из них 87 было перенаправлено для рассмотрения в пределах компетенции в иные государственные органы. Из рассмотренных 447 обращений удовлетворено 228.

За 2023 год за получением консультативной помощи обратились 304 гражданина, поступило 465 обращений по телефону «горячей линии». Всем обратившимся была оказана консультативная помощь. Также посредством телеграм-бота Комитета по защите прав потребителей в департамент обратилось 108 человек.

За указанный период департаментом было проведено более 40 внеплановых проверок субъектов крупного, среднего и малого бизнеса. По их результатам  субъекты предпринимательства  привлечены к административной ответственности в виде вынесения предупреждения – в 26 случаях, наложения   штрафов – в 5 случаях, (2 – в размере 50 МРП на субьектов крупного бизнеса, 1 –  в размере 30 МРП на  субъекта среднего  бизнеса, 2 – в размере 20 МРП на субъектов малого бизнеса).

Департаментом за 2023 год было направлено 2 исковых заявления в специализированный межрайонный экономический суд Западно-Казахстанской области. Первое исковое заявление направлено 29 июня истекшего года в отношении ТОО «Алем Фудс» по факту реализации молочной продукции, не соответствующей требованиям в части маркировки товара (на упаковке отсутствовала информация на государственном языке). 28 июля 2023 г. с Ответчиком было подписано соглашение о мирном урегулировании спора. Он обязался не ввозить и не реализовывать на территории области вышеуказанную молочную продукцию.

Второе исковое заявление было направлено в отношении субъекта малого предпринимательства. Основанием для направления иска явились обращения собственников и жителей многоквартирного жилого объекта, где значилось, что дом был сдан в эксплуатацию 8 февраля 2022 года и принят всеми участниками процесса строительства (акт приемки объекта от 08.02.2022 года) при наличии ряда существенных  недоработок.

Несмотря на незавершенные объемы работ, надеясь на добропорядочность продавца, заявители заключили с ним договоры купли-продажи и полностью рассчитались. При этом стороны устно оговорили, что дом будет приведен в соответствие с эскизным проектом и все недоработки будут впоследствии устранены. Однако, как указывают заявители, продавец полностью игнорирует обращения владельцев квартир.

Помимо участия в судебных процессах в качестве истца, департамент также принимает участие в процессах по рассмотрению гражданских дел в качестве 3-го лица, специалиста государственного органа.  Из доклада следует, что за истекший период 2023 года было принято участие в 53 процессах по рассмотрению гражданских дел о защите потребительских прав граждан.

По результатам всей проводимой департаментом работе было оказано содействие в возврате денежных средств потребителям за некачественный товар, замене товара в установленный законодательством 14-дневный срок, в возврате денежных средств за некачественно оказанную услугу.  Общая сумма возврата  денег составила  41 млн 737 тыс. тенге.

Помимо осуществления контрольных функций и исковой работы, департамент ведет разъяснительную работу в средствах массовой информации для жителей региона.

Кроме этого,  департамент в рамках проекта «Сапалы өнім» сотрудничает с общественным объединением, работающим в сфере защиты прав потребителей. Данный проект был запущен Министерством торговли и интеграции Республики Казахстан в прошлом году.

В его рамках общественным объединением производится закуп импортной пищевой продукции, затем она сдается в филиалы Национального центра экспертизы Комитета санитарно-эпидемиологического контроля.

За период с апреля по декабрь 2023 годы были закуплены 24 пробы продукции (молочная продукция и подсолнечное масло). По 8 пробам были получены протоколы исследований, согласно которым пищевая продукция не соответствовала требованиям технических регламентов Таможенного союза и стандартам (несоответствие  в части маркировки и жирнокислотному составу  по молоку).

В этой связи объединение обратилось в департамент с просьбой о принятии мер в пределах компетенции государственного органа. Департаментом, в свою очередь, как было указано в выступлении, были направлены пять рекомендаций в адрес продавцов, одно исковое заявление в суд. В результате выявленная некачественная и небезопасная пищевая продукция была убрана с полок торговых объектов.

Лилия Сисенбаева,

газета "Приуралье"

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале