5.04.2021, 11:36
Просмотры: 32

Права потребителя под надежной защитой

Торговля имеет важное значение в развитии экономики страны. Сегодня можно встретить множество товаров, которые предлагают за ту или иную цену, но в действительности они не всегда соответствуют заявленному в описании. В итоге потребитель вынужден либо смириться с предоставляемой некачественной услугой, либо активно отстаивать свои права по возврату товара или денег.

20210405_113413

Образованный в 2019 году Департамент по защите прав потребителей Западно-Казахстанской области вносит свой вклад в развитие сферы защиты прав потребителей, реализовывает в нашем регионе государственную политику в данной сфере. Согласно Закону РК «О защите прав потребителей», данный госорган в своей компетенции обеспечивает реализацию государственной политики в сфере защиты прав потребителей, осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных органов по обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей, осуществляет информирование, консультирование, просвещение, повышение правовой грамотности потребителей в вопросах защиты своих прав и законных интересов, обращается в суд по вопросам защиты прав неопределенного круга потребителей в случаях нарушения прав и законных интересов более десяти потребителей по одному и тому же вопросу. Кроме того осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей, разрабатывает и утверждает перечень субъектов досудебного урегулирования потребительских споров и осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Подводя итоги деятельности за 2020-й и I квартал 2021 года, руководитель областного Департамента по защите прав потребителей Эльмира Киматова отметила, что одним из основных направлений деятельности Департамента является рассмотрение обращений граждан.

- За прошедший год департаментом было рассмотрено 220 письменных обращений потребителей. Кроме того, на телеграмм бот (@kzpp_bot) поступило 68 обращений, на личном приеме принято 178 человек и на телефон «горячей линии» государственного органа обратилось 298 потребителей. В общей сложности за вышеуказанный период по результатам рассмотрения обращений было оказано содействие в возврате потребителям денежных средств в размере 12 038 136 тенге. Согласно внесенных  в прошлом году изменений и дополнений в законодательство по вопросам защиты прав потребителей   уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей был наделен контрольными функциями. Так,  уполномоченным органом согласно обращения  потребителя в декабре 2020 года была проведена проверка магазина "FixPrice" ТОО «Бэст Прайс Казахстан» (г. Уральск ул. Курмангазы, 117А) по факту отказа в возврате денежных средств за товар в течение 14 дней. По результатам проверки субъект предпринимательства был привлечён к административной ответственности в виде предупреждения, - сказала Э.Киматова.

20210405_113342

По словам Э.Киматовой, государственным органом в порядке ст.5 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» (обращение уполномоченного органа  в суд по вопросам защиты прав неопределенного круга потребителей в случаях нарушения прав и законных интересов более десяти потребителей по одному и тому же вопросу) было инициировано в защиту потребительских прав заявителей в областной Специализированный межрайонный суд направление искового заявления в отношении ТОО «Самер» по факту не выполнения им договорных обязательств.  Судом исковые требования государственного органа удовлетворены. Субъект предпринимательства обязали произвести возврат денежных средств 14  потребителям, сумма которых составила 1 715 900 тенге. Также, суд решил взыскать с ответчика в доход государства государственную пошлину в размере 39 168  тенге и 16 476 тенге.

- За I квартал текущего года были рассмотрены 76 письменных обращений потребителей, а на Тelegram-бот поступило 10 обращений. Также на личном прием обратились 66 человек, а посредством Единой информационной системы - 2 человека. На телефон «горячей линии»  государственного органа обратилось 81 потребитель. По результатам рассмотрения вышеуказанных обращений было оказано содействие в возврате потребителям денежных средств в размере 6 849 190 тенге, - сказала Э.Киматова.

Вдобавок, Департаментом по защите прав потребителей согласно обращений граждан проведены проверки в отношении магазина «Sulpak» расположенного по улице С. Датулы (ТОО «ArenaS») (адрес: г. Уральск, ул. С. Датулы, 32), магазина «Technodom» расположенного в микрорайоне Женис (АО «Technodom Operator») и магазина «Alser» (ТОО «Gulser Computers») расположенного в городе Аксай. Причиной обращения граждан стало не представление письменного ответа на претензию об устранении нарушений прав и законных интересов потребителя в течение десяти календарных дней со дня получения претензии потребителя. По результатам проведенных проверок во всех случаях было возбуждено административное производство, а субъекты предпринимательства привлечены к административной ответственности в порядке пп3 ч.5 ст. 190 КоАП РК.

Последним изменением в законодательстве в сфере защиты прав потребителей является трехступенчатая система рассмотрения жалоб. Согласно нему, первый уровень - рассмотрение жалобы продавцом самостоятельно либо через институты досудебного урегулирования споров. Основной целью создания данного института является восстановление нарушенных прав, возмещение морального и материального ущерба потребителю с минимальной затратой времени и ресурсов по принципу «здесь и сейчас».

Второй уровень - направление жалобы в уполномоченный орган. В этой связи уполномоченный орган наделяется функцией государственного контроля с применением административных мер. Эти меры будут применяться в отношении недобросовестных продавцов, отказавшихся самостоятельно устранить нарушения. В то же время до применения санкций уполномоченный орган еще раз предложит продавцу устранить нарушения в добровольном порядке.

Третий уровень - подача жалобы в суд, которая должна применяться только в особо спорных случаях. Без прохождения первого и второго уровня, суд рассматривать дела не будет.

Жадыгер Кусайнов,
zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале