Торговля имеет важное значение в развитии экономики страны. Сегодня можно встретить множество товаров, которые предлагают за ту или иную цену, но в действительности они не всегда соответствуют заявленному в описании. В итоге потребитель вынужден либо смириться с предоставляемой некачественной услугой, либо активно отстаивать свои права по возврату товара или денег.
Образованный в 2019 году Департамент по защите прав потребителей Западно-Казахстанской области вносит свой вклад в развитие сферы защиты прав потребителей, реализовывает в нашем регионе государственную политику в данной сфере. Согласно Закону РК «О защите прав потребителей», данный госорган в своей компетенции обеспечивает реализацию государственной политики в сфере защиты прав потребителей, осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных органов по обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей, осуществляет информирование, консультирование, просвещение, повышение правовой грамотности потребителей в вопросах защиты своих прав и законных интересов, обращается в суд по вопросам защиты прав неопределенного круга потребителей в случаях нарушения прав и законных интересов более десяти потребителей по одному и тому же вопросу. Кроме того осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей, разрабатывает и утверждает перечень субъектов досудебного урегулирования потребительских споров и осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Подводя итоги деятельности за 2020-й и I квартал 2021 года, руководитель областного Департамента по защите прав потребителей Эльмира Киматова отметила, что одним из основных направлений деятельности Департамента является рассмотрение обращений граждан.
- За прошедший год департаментом было рассмотрено 220 письменных обращений потребителей. Кроме того, на телеграмм бот (@kzpp_bot) поступило 68 обращений, на личном приеме принято 178 человек и на телефон «горячей линии» государственного органа обратилось 298 потребителей. В общей сложности за вышеуказанный период по результатам рассмотрения обращений было оказано содействие в возврате потребителям денежных средств в размере 12 038 136 тенге. Согласно внесенных в прошлом году изменений и дополнений в законодательство по вопросам защиты прав потребителей уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей был наделен контрольными функциями. Так, уполномоченным органом согласно обращения потребителя в декабре 2020 года была проведена проверка магазина "FixPrice" ТОО «Бэст Прайс Казахстан» (г. Уральск ул. Курмангазы, 117А) по факту отказа в возврате денежных средств за товар в течение 14 дней. По результатам проверки субъект предпринимательства был привлечён к административной ответственности в виде предупреждения, - сказала Э.Киматова.
По словам Э.Киматовой, государственным органом в порядке ст.5 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» (обращение уполномоченного органа в суд по вопросам защиты прав неопределенного круга потребителей в случаях нарушения прав и законных интересов более десяти потребителей по одному и тому же вопросу) было инициировано в защиту потребительских прав заявителей в областной Специализированный межрайонный суд направление искового заявления в отношении ТОО «Самер» по факту не выполнения им договорных обязательств. Судом исковые требования государственного органа удовлетворены. Субъект предпринимательства обязали произвести возврат денежных средств 14 потребителям, сумма которых составила 1 715 900 тенге. Также, суд решил взыскать с ответчика в доход государства государственную пошлину в размере 39 168 тенге и 16 476 тенге.
- За I квартал текущего года были рассмотрены 76 письменных обращений потребителей, а на Тelegram-бот поступило 10 обращений. Также на личном прием обратились 66 человек, а посредством Единой информационной системы - 2 человека. На телефон «горячей линии» государственного органа обратилось 81 потребитель. По результатам рассмотрения вышеуказанных обращений было оказано содействие в возврате потребителям денежных средств в размере 6 849 190 тенге, - сказала Э.Киматова.
Вдобавок, Департаментом по защите прав потребителей согласно обращений граждан проведены проверки в отношении магазина «Sulpak» расположенного по улице С. Датулы (ТОО «ArenaS») (адрес: г. Уральск, ул. С. Датулы, 32), магазина «Technodom» расположенного в микрорайоне Женис (АО «Technodom Operator») и магазина «Alser» (ТОО «Gulser Computers») расположенного в городе Аксай. Причиной обращения граждан стало не представление письменного ответа на претензию об устранении нарушений прав и законных интересов потребителя в течение десяти календарных дней со дня получения претензии потребителя. По результатам проведенных проверок во всех случаях было возбуждено административное производство, а субъекты предпринимательства привлечены к административной ответственности в порядке пп3 ч.5 ст. 190 КоАП РК.
Последним изменением в законодательстве в сфере защиты прав потребителей является трехступенчатая система рассмотрения жалоб. Согласно нему, первый уровень - рассмотрение жалобы продавцом самостоятельно либо через институты досудебного урегулирования споров. Основной целью создания данного института является восстановление нарушенных прав, возмещение морального и материального ущерба потребителю с минимальной затратой времени и ресурсов по принципу «здесь и сейчас».
Второй уровень - направление жалобы в уполномоченный орган. В этой связи уполномоченный орган наделяется функцией государственного контроля с применением административных мер. Эти меры будут применяться в отношении недобросовестных продавцов, отказавшихся самостоятельно устранить нарушения. В то же время до применения санкций уполномоченный орган еще раз предложит продавцу устранить нарушения в добровольном порядке.
Третий уровень - подача жалобы в суд, которая должна применяться только в особо спорных случаях. Без прохождения первого и второго уровня, суд рассматривать дела не будет.
Жадыгер Кусайнов,
zhaikpress.kz
На истекшей неделе в ЗКО зарегистрировано 120 уголовных правонарушений
20.04.2021, 17:58
О приватизации обьектов коммунальной собственности в Западно-Казахстанской области
20.04.2021, 15:49
В ЗКО более 70 детей приняли участие в конкурсе «Подарим дом птицам вместе»
20.04.2021, 14:38
Убийство на улице произошло в Уральске
20.04.2021, 13:05
Они прошли горнило войны
20.04.2021, 11:07
Без регистрации теряем налоги
20.04.2021, 10:52
Галерея героев Приуралья
20.04.2021, 10:26
Коронавирусное закулисье: взгляд глазами переболевшего
20.04.2021, 9:48
Господдержка в АПК
20.04.2021, 9:23
Кто виновен в преступлениях против природы?
19.04.2021, 18:15
Три человека погибли в ДТП за выходные в ЗКО
19.04.2021, 17:51
Восемь ножей и семнадцать телефонов изъяли у заключенных в РУ-170/3 ДУИС по ЗКО
19.04.2021, 12:31
В Уральске бойцы Нацгвардии задержали местного жителя разгуливавшего с пистолетом мужчину
19.04.2021, 12:04
Осторожно: новые виды мошенничества!
19.04.2021, 10:59
Сотрудники ДП ЗКО высадили первые 30 деревьев, акция будет продолжена в районных отделах полиции
17.04.2021, 19:07
20.04.2021, 17:58
20.04.2021, 15:49
20.04.2021, 13:05
20.04.2021, 11:07