6.04.2023, 11:30
Просмотры: 213

Расширяя возможности для отечественных грузоперевозчиков

В законодательство, регулирующее сферу международных автомобильных перевозок, внесены изменения. В основном, нововведения касаются компаний-новичков, которые распространяются как на отечественных, так и иностранных перевозчиков. В частности, поправки устанавливают сроки действия карточек допуска на автотранспортные средства. Региональные бизнес-сообщества обсудили нововведения при встрече в Палате предпринимателей ЗКО.

перевозки1

С 20 февраля вступили в силу новые правила допуска к международным автомобильным перевозкам. Соответствующий документ опубликован в информационно-правовой системе нормативных правовых актов РК. Он ограничит возможность получения дозволов для компаний-новичков, а по сути принят для того, чтобы другие транспортные компании, перерегистрировавшиеся в Казахстане из-за санкций ЕС, не могли сразу же выполнять международные перевозки.

Напомним: в апреле прошлого года в рамках очередного пакета санкций зарегистрированным в России и Белоруссии транспортным компаниям запретили осуществлять грузовые перевозки на территории Евросоюза. После этого многие компании, чтобы обойти ограничения и сохранить доступ в страны ЕС, сменили свой юридический адрес на Казахстан.

Так, в частности, по словам заместителя руководителя инспекции транспортного контроля по ЗКО Момыша Ермекова, с того времени количество грузовых автомобилей в области, выполняющих международные перевозки, увеличилось в несколько раз. При этом отечественные перевозчики столкнулись с дефицитом международных дозволов.

Именно для того, чтобы как-то выровнять эту ситуацию, в Правила допуска к международным перевозкам и ввели специальные изменения, которые позволят защитить казахстанских перевозчиков от давления конкурентов из России и Белоруссии.

Впрочем, точно так же они ограничат доступ к международным перевозкам и для новых компаний непосредственно из Казахстана.

Как сообщили в инспекции транспортного контроля ЗКО, на сегодняшний день по области удостоверения допуска имеют 586 перевозчиков. Данными перевозчиками получены карточки допуска на 1681 АТС. Как сообщили в инспекции транспортного контроля ЗКО.

«В настоящее время по новому законодательству выпускают два вида удостоверения, допускают с применением иностранного разрешения и без применения иностранного разрешения. Первый даст возможность выполнять перевозки только в те страны, где иностранное разрешение (дозвол) не требуется. При этом второй допуск (с применением иностранного разрешения) можно будет получить только по истечении двух лет с момента получения первого допуска (без иностранного разрешения). Сейчас по новым правилам, чтобы получить удостоверение допуска компания должна доказать свою деятельность за последние два года. Те компании, которые работали и открылись до 20 февраля текущего года имеют право подать в упрощенном порядке на удостоверение допуска к осуществлению международных перевозок грузов с применением. А те компании, которые открылись уже после 20 февраля, для них будет действовать новый порядок получения удостоверения допуска и требования уже более жестче, то есть пакет документов увеличился до 12», – пояснил М. Ермеков.

Иными словами, вновь зарегистрированная в Казахстане транспортная компания первые два года сможет выполнять перевозки в значительно ограниченное число стран, и только через два года она сможет рассчитывать на получение иностранных дозволов.

Кроме того, в документе дополнительно прописали, что транспортные средства, временно ввезенные на территорию Казахстана на срок более года, на допуск к международным перевозкам в принципе рассчитывать не могут.

В ходе встречи автоперевозчики высказали свои пожелания и замечания на подзаконный акт.

Член Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «КазАТО», директор ТОО «Kreis Azia» Нурбол Джумагалиев считает, что данную норму следует подкорректировать. По мнению предпринимателя, она не должна распространяться на ИП, открывшие бизнес на кредитные средства.

«В условиях нынешней геополитической ситуации, когда в отношении России и Белоруссии действуют санкции, нужно дать субъектам малого бизнеса, связавшим себя финансовыми обязательствами перед Фондом «Даму» и кредитными обязательствами возможность заработать. Ведь Глава государства, Правительство пошли навстречу компаниям, предприятиям, оказывающим услуги в сфере международных перевозок, убрав требование о первичной регистрации этих субъектов бизнеса, отказавшись от утильсбора. А вот условие по двухгодовалому сроку для получения начинающими предпринимателями допуска для транспортировки грузов в страны дальнего зарубежья ставит их в неравные условия с предприятиями, которые уже закрепились на нашем рынке», – считает Н. Джумагалиев.

В частности, при зачитывании сотрудником инспекции транспортного контроля содержания п. 20 Правил, в котором закреплены основания для прекращения действия допуска и карточки допуска автоперевозчиками, было обращено внимание на нелицеприятную тенденцию. Речь шла о недобросовестности со стороны субъектов предпринимательства, выраженной в том, что, зарегистрировавшись в ЗКО в качестве юридического лица, на самом деле бизнес в регионе предприятие не ведет, и свидетельством тому является отсутствие перевозчика по адресу, указанному в заявлении на получение допуска.

Важно разъяснить, что при наличии допуска автоперевозчик имеет право на получение бланка иностранного разрешения на транспортировку грузов в страны (и из стран) ЕАЭС, и поскольку процедура выдачи этого разрешительного документа требует входа в информационную систему в определенное время, предприниматель должен его не упустить.

К тому же, количество бланков иностранного разрешения может быть ограничено, и, если не успеть получить документ (дозвол), то зарубежную командировку придется отложить.

«Между собой мы можем договориться, и, если у кого-то поездка может сорваться, местные компании друг друга выручают. Нередко бланки иностранного разрешения перехватывают автоперевозчики из южных регионов, и тогда предприниматель вынужден нести убытки. Порой срыв транспортировки груза может быть чреват правовыми последствиями», – посетовали западно-казахстанские бизнесмены сферы международных автоперевозок.

До настоящего времени отсутствие юридического лица по указанному адресу не являлось основанием для прекращения действия допуска, теперь же недобросовестные перевозчики не смогут воспользоваться этой лазейкой. Предприниматели, участвовавшие во встрече с региональными представителями Министерства транспорта и коммуникаций, посчитали необходимым внести ясность в процедуру выявления фактов отсутствия иногородних перевозчиков по указанному адресу.

При обсуждении вопроса представители ведомства и предприниматели пришли к мнению, что поскольку Законом «О разрешениях и уведомлениях» предусмотрено проведение контроля с выходом по адресу, в состав рабочей группы следует включить перевозчиков. В случаях, если юрлицо, подавшее заявление на получение доступа, фактически отсутствует по адресу, то перед центральным органом будет поставлен вопрос об исключении его из реестра международных автоперевозчиков.

Встреча на площадке Палаты предпринимателей ЗКО позволила обратить внимание руководства областной инспекции транспортного контроля еще на один важный вопрос – завышение статистики автотранспортных средств у автопарков. В особенности, вопрос недостоверности фактической численности транспортных средств актуален для городов Алматы и Шымкент, и объяснение тому – перепродажа с целью искусственного завышения численности своего парка.

«Там одни и те же машины крутятся в обороте, а все потому, что при продаже автомобилей карточки доступа остаются у прежнего владельца и в течение полугода они будут отражаться в системе как активные. Новый владелец зарегистрировал машины, получил на них госномер, и карточки доступа появились уже у него. Таким образом, идет двойной учет, а если новый владелец продаст в этот шестимесячный период транспортные средства, то будет уже тройной учет. На юге есть люди, которые специально занимаются перерегистрацией транспортных средств между своими же компаниями и тем самым парк увеличивают. Нужно на реальные машины карточки доступа выдавать, чтобы перепродажи не было», – разъяснил причину искусственного увеличения автопарков член Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «КазАТО», директор ТОО «Kreis Azia» Нурбол Джумагалиев.

Предприниматель считает, что следует интегрировать систему выдачи договоров с базой даных спецЦОНа и тогда карточки доступа будут автоматически аннулироваться.

«Мы с таким предложением выходили в вышестоящий орган и в настоящее время этот вопрос отрабатывается Комитетом транспорта. В других регионах тоже есть такая же проблема, потому что наша база не интегрирована с базой МВД. Если бы она была интегрирована, то мы бы видели, что такая-то машина была снята с учета и заранее бы уже знали», – ответил М. Ермеков.

Всего на международные автогрузоперевозки Казахстан заключил соглашения с 42 странами. Стороны выдают равное количество разрешений. Недобросовестные логистические компании будут заносить в «черный список».

В виде наказания будет применяться в первую очередь административная ответственность. То есть в кодексе административных правонарушений предусмотрена ответственность за передачу третьим лицам бланков. Нарушивший требования будет исключен из системы и не сможет подать заявку на получение бланков.

Новые поправки защитят отечественных перевозчиков и от давления конкурентов из других стран. В правилах дополнительно прописано, что иностранные компании, которые временно ввезли свой транспорт на территорию Казахстана, на допуск к международным перевозкам рассчитывать не могут.

Алена Маликова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале